Перемещение различных грузов осуществляется по маршруту, который представляет собой установленный (намеченный), а при необходимости и оборудованный путь следования транспортного средства между начальным и конечным пунктами.
Маршрутизация позволяет оптимизировать грузопотоки с учетом:
· объема перевозок;
· направления;
· дальности перевозок грузов;
· протяженности во времени;
· загруженности транспортных коммуникаций;
· последовательности движения;
· эффективности доставки грузов.
Основными задачами маршрутизации являются:
· организация движения;
· минимизация сроков доставки грузов;
· безопасность движения;
· эффективное использование транспортных средств;
· выполнение планов и графиков перевозок;
· оперативность в реагировании на изменение дорожных условий.
Маршруты в зависимости от классификационного признака подразделяются:
1) по протяженности:
· городские;
· пригородные;
· междугородние;
· международные;
2) по периоду времени года:
· постоянные;
|
|
· сезонные;
3) по способу движения:
· маятниковые;
· кольцевые.
При маятниковой системе перевозок транспортное средство неоднократно обращается между двумя погрузочно-разгрузочными пунктами (звеньями логистической системы). На рисунке 2.33 приведены схемы маятниковых маршрутов:
а) односторонние – применяются при перевозке грузов в одном направлении;
б) двусторонние – организуются при равномерных по мощности грузопотоках в оба направления;
а) б)
в)
Рисунок 2.33 – Схемы маятниковой системы маршрутных перевозок грузов с грузом без груза
в) веерные – организуются, когда из одного пункта перевозятся грузы в несколько пунктов или, наоборот, доставляются из нескольких пунктов в один.
Кольцевая система маршрутов основана на движении транспортных средств в одном направлении по замкнутой линии, на которой расположен ряд звеньев логистической системы. Различают кольцевые маршруты (рисунок 2.34) с равномерным возрастающим или затухающим грузопотоком.
GΣ
а)
G2 G3 G4
Рисунок 2.34 – Кольцевые маршруты
Для решения вопроса о целесообразности открытия маршрута предварительно необходимо:
· определить потребности в перевозках грузов по этому маршруту (предполагаемый устойчивый грузопоток);
· выбрать трассу движения и обследовать дорожные условия;
· составить технико-экономическое обоснование целесообразности открытия маршрута.
При разработке маршрутов должны предусматриваться:
· обеспечение транспортной связи для наибольшего числа заказчиков по кратчайшим направлениям между основными пунктами маршрута;
|
|
· использование вида транспорта, соответствующего типу перевозимого груза;
· возможность контроля движения транспортных средств;
· обеспечение координации движения различных видов транспортных средств;
· расположение промежуточных и конечных остановочных пунктов маршрутов в достаточно крупных грузообразующих местах, с целью минимизации порожних пробегов транспортных средств;
· применение эффективных систем организации движения.
При доставке груза возникает также необходимость выполнения других различных работ, связанных с транспортным процессом (прием груза у грузоотправителя и сдача его грузополучателю, сопровождение и охрана груза во время перевозки, оформление товарно-транспортных документов и т. д.). Комплекс работ, связанных с транспортным процессом и выполняемых с момента приемки груза в пункте отправления до момента сдачи груза в пункте назначения, называется транспортно-экспедиционной работой.
В зависимости от места выполнения транспортно-экспедиционные работы могут быть комплексными и местными.
Комплексные работы охватывают все виды операций с момента получения груза у отправителя до момента сдачи его получателю. Местные работы разделяют на операции, выполняемые по месту отправления, в пути следования и по месту прибытия транспортного средства.