Пакетирование грузов

Пакетный способ перевозки грузов заключается в том, что отдельные штучные грузовые единицы в таре и в незатаренном виде у отправителя объединяют в одно укрупненное грузовое место – пакет, как правило, с применением специальных приспособлений и доставляют его до получателя без расформирования в пути. При этом погрузка, выгрузка, штабелирование и другие операции при перевозках в автомобильном или смешанном сообщениях выполняют только механизированным способом.

Развитие перевозок грузов укрупненными грузовыми местами (УГМ) или единицами (УГЕ) в виде пакетов и контейнеров является одним из основных направлений повышения эффективности на транспорте. Это объясняется рядом причин:

- перевозка укрупненными грузовыми единицами позволяет ускорить процесс обращения грузов на транспорте;

- повышается производительность труда при выполнении погрузочно-разгрузочных операций за счет их автоматизации;

- сокращаются расходы на транспортную тару, повышается сохранность, снижаются убытки от порчи и хищений грузов;

- упрощаются транспортно-экспедиторские, коммерческие и другие операции.

Целесообразность формирования укрупненных грузовых единиц определяется транспортными характеристиками перевозимых грузов, расстоянием перевозки, эксплуатационными характеристиками технических средств подвижного состава и перегрузочного оборудования, используемых при доставке грузов, экономическими показателями доставки грузов при различных вариантах ее осуществления.

Использование при перевозке укрупненных грузовых мест обеспечивает повышение производительности труда на погрузочно-разгрузочных операциях в 3-4 раза, снижение затрат на такие операции в 2-3 раза, сокращение простоя подвижного состава под грузовыми операциями.

Правила перевозки предписывают все генеральные грузы, которые могут по транспортным характеристикам быть сформированы в пакеты, перевозить в пакетированном виде.

Транспортным пакетом называется укрупненная грузовая единица, сформированная из штучных грузов в таре или без нее с применением различных способов и средств пакетирования, сохраняющая форму в процессе обращения и дающая возможность комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ.

Средства пакетирования могут быть одно- и многооборотные. Наиболее распространенными из них являются: поддон, пакетирующая кассета (несущее специализированное многооборотное средство пакетирования, состоящее из рам, стоек или соединительных элементов), строп (средство пакетирования, состоящее из жестких или гибких элементов, скрепляющих пакет груза), обвязка (скрепляющее средство пакетирования полужесткой или жесткой конструкции – лента, проволока, сетка, пленка и т.п.), подкладной лист, прокладка для пакетов (используемая в качестве амортизатора, а также с целью разделения пакетов), пакетирующая стяжка.

Поддон – это средство пакетирования, имеющее площадку для укладки груза, с надстройками и без них, приспособленное для механизированного перемещения. На поддоне груз закрепляется различными способами – либо за счет укладки, не позволяющей «рассыпаться» благодаря собственному весу первичных грузовых единиц, либо за счет связки груза с поддоном – стропования, либо за счет упаковывания грузовой единицы в термоусадочную пленку (толщиной от 0,15 мм). Поддоны бывают одно- и двухнастильные, двух- и четырехзаходные (в зависимости от числа сторон, с которых возможен ввод вилочного захвата).

Наиболее широкое применение находят плоские поддоны. Основные типы и размеры плоских поддонов:

1. Размер 800*1200 и 1000*1200:

- однонастильный двухзаходный (П2);

- однонастильный четырехзаходный (П4);

- двухнастильный четырехзаходный (2П4);

- двухнастильный четырехзаходный с окнами в нижнем настиле (2ПО4).

Поддоны с размерами 800*1200 мм применяются для обращения на всех видах транспорта и для внешних перевозок, а 1000*1200 – для обращения преимущественно на автомобильном транспорте.

2. Размер 1200*1800:

- двухнастильный двухзаходный с выступами (2ПВ2).

3. Размер 1200*1600:

- двухнастильный двухзаходный с выступами и окнами в нижнем настиле (2ПВО2).

Применяются преимущественно для внешнеторговых перевозок водным транспортом.

Поддоны могут изготавливаться из дерева, стали, легких сплавов, синтетических материалов или их сочетаний. Грузоподъемность поддонов в зависимости от исполнения от 1 до 3,2 т. На автомобильном транспорте используются поддоны грузоподъемностью 1 т (800*1200) и 1,25 т (1000*1200).

На плоских поддонах перевозятся грузы в стандартной таре и упаковке (ящиках, коробках, мешках и т.д.). Кроме плоских, используются также стоечные поддоны – это поддоны со свободными или скрепленными связями стойками (для перевозки мелкоштучных и хрупких грузов) и ящичные поддоны – поддоны со стенками, крышей или без нее (для перевозки грузов без упаковки).

Также на транспорте применяются специализированные поддоны: флет – поддон со складными стенками, в который можно устанавливать железнодорожный контейнер либо грузы в пакетах и без упаковки, не требующие такой защиты, которую обеспечивают контейнеры; тилт – поддон со складными щитами-стенками, расположенными с четырех сторон; болстер – поддон-площадка, размеры которой соответствуют стандарту ISO с угловыми фитингами и гнездами для стоек.

Средства крепления груза на пакетах должны обеспечивать сохранность пакета при перевозке всеми видами транспорта при действии инерционных нагрузок с ускорением 29,4 м/с2, а несущие средства скрепления должны иметь шестикратный запас прочности. Поддоны должны выдерживать четырехкратную нагрузку.

При пакетировании должны соблюдаться следующие требования:

· груз не должен выступать за кромку поддона более чем на 50 мм;

· размеры незагруженных кромок поддона должны быть минимальны;

· высота пакета с поддоном не должна превышать максимально допустимую высоту (для деревянных поддонов до 1,8 м, флетов, тилтов, болстеров – 2,44 м);

· вес пакета не должен превышать номинальной грузоподъемности поддона;

· масса пакета с поддоном не должна быть более допустимой массы (для деревянных поддонов до 2 т, флетов – 20 т, строп-пакетов- 1,3; 1,5; 3 т).

Прием к перевозке от грузоотправителя и сдача грузополучателю грузов пакетами осуществляются автотранспортными предприятиями с проверкой количества пакетов по наружному осмотру без разборки пакетов и без проверки их массы.

Пакеты, прибывшие с нарушением крепления, по требованию грузополучателя разбираются, а поврежденные грузовые места выдаются с проверкой массы и количества грузовых мест, содержащихся в пакете.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: