Правовое регулирование перевозки опасных грузов

В Республике Беларусь с 2001 г. действует Закон от 6 июня 2001 г. № 32-З «О перевозке опасных грузов». За прошедшие 13 лет произошли определенные изменения как в национальном законодательстве в области перевозки опасных грузов, так и в международном. В связи с чем, а также с учетом практики применения закона, принят Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 62-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь по вопросам перевозки опасных грузов».

В новой редакции Закона:

· сокращено количество бланкетных норм, Закон наполнен нормами прямого действия;

· более четко дано определение и (или) разграничение компетенции в области перевозки опасных грузов между всеми заинтересованными государственными органами;

· восполнены пробелы в части установления основных элементов административных процедур, связанных с перевозкой опасных грузов, регулирования вопросов, касающихся правил безопасной перевозки опасных грузов как отдельного вида правовых актов;

· уточнены терминология и формулировки;

· согласованы нормы Закона с актами Президента Республики Беларусь;

· обозначены требования к водителям механических транспортных средств по допуску их к перевозке опасных грузов;

· уточнен порядок сопровождения и охраны отдельных классов опасных грузов;

· учтены требования действующих для республики конвенций (международных договоров): Конвенции международной организации гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. «О международной гражданской авиации», которую подписала Республика Беларусь 4 июля 1993 г.; Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов, вступившего в силу для Республики Беларусь 5 мая 1993 г.; Соглашения о международном железнодорожном грузовом и пассажирском сообщении (вступило в силу для Республики Беларусь 6 октября 1993 г.). [9, c. 2]

Корректировке подверглись такие термины как «перевозка опасных грузов» – совокупность организационных и технологических операций по перемещению опасных грузов с использованием транспортных средств от места их отправления до места назначения, выполняемых на договорной основе или других законных основаниях, включая погрузку (налив), выгрузку (слив), остановки, стоянки и любое время нахождения опасных грузов в транспортных средствах, цистернах и контейнерах, требующееся в соответствии с условиями перевозки, а также промежуточное временное складирование опасных грузов в целях смены вида транспорта либо транспортного средства (перегрузка, перевалка); «перечень опасных грузов, допущенных к перевозке» – списки, алфавитные указатели и другие перечисления опасных грузов, определенные правилами по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов (если в предыдущей редакции Закона было определено, что указанные списки (перечни) могли содержаться в различных нормативных правовых актах, то в новой редакции четко регламентируется, что перечни опасных грузов, допущенных к перевозке, должны быть определены правилами по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов).

Также введены новые определения: «безопасность перевозки опасных грузов» – состояние защищенности от возникновения аварий и инцидентов, обеспеченное комплексом организационных и технических мероприятий, установленных Законом, правилами по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов, иными актами законодательства в области перевозки опасных грузов; «охрана опасных грузов» – деятельность государственных органов и иных организаций по охране объектов перевозки опасных грузов от противоправных посягательств, в том числе по предотвращению незаконного доступа к ним; «сопровождение опасных грузов»– комплекс мероприятий по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов с использованием транспортных средств сопровождения, и (или) выделением сопровождающих лиц, и (или) обеспечением охраны.

Статья 5 Закона изложена в новой редакции: Субъектами перевозки опасных грузов (далее – субъекты перевозки) являются:

– потребители транспортных работ и услуг по перевозке опасных грузов (Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь, юридические лица, в том числе иностранные и международные юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, пользующиеся транспортными работами и услугами по перевозке опасных грузов);

– производители транспортных работ и услуг по перевозке опасных грузов (Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь, юридические лица, в том числе иностранные и международные юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозку, сопровождение и (или) охрану опасных грузов)». [9]

Для закрепления в Законе понятия, статуса и юридической силы такого технического нормативного правового акта, как правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов, Закон был дополнен ст. 17 «Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов». [9]

Права и обязанности производителей и потребителей конкретизированы. Например, в обязанности производителей входит представление по требованию государственных органов, осуществляющих государственный надзор в области безопасности перевозки опасных грузов при проведении проверок, в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности, достоверной информации о транспортных средствах, находящихся в их собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении и используемых для перевозки опасных грузов, а также об иных объектах перевозки таких грузов; приостановление деятельности по перевозке опасных грузов по требованию (предписанию) государственных органов, осуществляющих государственный надзор (надзор) в области безопасности перевозки опасных грузов при проведении проверок и мониторингов в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности, в случае аварий или инцидентов, а также в случае обнаружения обстоятельств, влияющих на безопасность перевозки опасных грузов.

Основным документом, регламентирующим порядок выполнения Госпромнадзором административных процедур в области перевозки опасных грузов, является Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 (далее – Единый перечень). [10]

Регистрация транспортных средств для перевозки опасных грузов осуществляется областными и Минским городским управлениями Госпромнадзора, а в отношении транспортных средств, принадлежащих государственным органам (органам, организациям, подразделениям и воинским частям, находящимся в их подчинении), – подразделениями, определяемыми государственными органами. При регистрации транспортных средств руководствуются Положением о порядке регистрации транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2009 № 1030, а также подпунктом 20.18.4 Единого перечня.

Условия безопасной перевозки (правила, руководящие документы, технические условия) на конкретный опасный груз или группу опасных грузов разрабатываются и утверждаются организацией-изготовителем опасного вещества или грузоотправителем и согласовываются с Госпромнадзором.

Аварийные карточки, разработанные организациями, изготовляющими опасные вещества, должны быть согласованы с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Типовые программы и тематические планы подготовки водителей механических транспортных средств для выполнения перевозки опасных грузов согласованию не подлежат, а необходимо использовать программы и планы, утвержденные приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 октября 2010 г. № 132.

Дополнительно введена административная процедура 20.13-1. «Выдача (выдача дубликата) свидетельств о подготовке лиц, занятых перевозкой опасных грузов».

В целях гармонизации национальных требований с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) в Правилах установлена новая форма свидетельства о подготовке водителя механического транспортного средства для выполнения перевозки опасных грузов. Размеры свидетельства о подготовке водителей соответствуют стандарту ISO 7810:2003 ID-1, и изготавливается из пластика.

При каждом предъявлении опасных грузов к перевозке должны быть приняты определенные меры, чтобы все кто в процессе транспортировки соприкасается с опасным содержимым упаковок, были надлежащим образом предупреждены о его потенциальной опасности. Должна обеспечиваться возможность определения содержимого упаковок и способов обращения с грузом. Это делается путем нанесения на упаковки или неупакованные изделия транспортной маркировки и знаков опасности, что позволяет идентифицировать опасный груз, определить сопряженную с содержимым упаковок опасность, обеспечить сохранность груза при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и транспортировке, а также дает возможность принять соответствующие меры защиты.

На знаках опасности также основаны требования по совместной загрузке различных опасных грузов в транспортное средство (контейнер), а также меры по разделению опасных грузов и продуктов питания, кормов для животных и предметов потребления. (см. Приложение А)

Маркировка, нанесенная на упаковки с опасными грузами, не видна снаружи транспортных средств и контейнеров. Доступ к опасному грузу также может быть ограничен. Поэтому во многих случаях маркировки упаковок с опасными грузами недостаточно. В большинстве случаев единственным источником информации для других участников дорожного движения и аварийно-спасательных служб о характеристике опасных свойств груза является маркировка транспортных средств, контейнеров и цистерн. Для указания на то, что перевозка груза, загруженного в транспортное средство, осуществляется по специальным правилам, транспортные средства, перевозящие опасные грузы, обозначаются информационными таблицами опасного груза. Таблички оранжевого цвета делают транспортные средства с такими грузами легко распознаваемыми в транспортном потоке.

Учитывая, что участники дорожного движения не обучены навыкам использования кодированной информации об опасных свойствах грузов, они могут принимать решения только на основе информации, передаваемой в графической форме. Аварийно-спасательные службы, которые первыми прибывают на место аварии, нуждаются в информации, которую можно различить и истолковать на большом расстоянии. Для этого транспортные средства, контейнеры и цистерны при перевозке опасных грузов маркируются знаками-табло опасности.

При перевозке наливных и навалочных грузов маркировка может быть прикреплена только к транспортным средствам, контейнерам или цистернам. Для обеспечения идентификации вещества, загруженного в них, и определения видов его опасности, на цистернах, а также транспортных средствах и контейнерах, в которых перевозится опасный груз навалом, указывается идентификационный номер ООН и номер опасности. Номер опасности позволяет сотрудникам аварийно-спасательных служб, хорошо обученным использованию кодированной информации, быстро и с большого расстояния определить виды и степень опасности груза даже в случае возникновения пожара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: