Природа местного самоуправления

Каждая общественная формация характеризуется определённым сочетанием управления и самоуправления.

Управление – это воздействие, поступающее в систему извне.

Самоуправление – это внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой.

Любая сложная социально-экономическая система предполагает децентрализацию и разделение управленческих функций. Представители каждого уровня управления имеют свои обязанности, ресурсы и полномочия для их выполнения, несут определённую ответственность за принимаемые решения.

Тоталитарное государство:

– подбор руководителей всех уровней (даже при формальной выборности), наделение их полномочиями и ресурсами осуществляется сверху вниз;

- ответственность – снизу вверх;

- местная власть представляет собой низший уровень государственной власти.

Демократическое государство:

-источником власти признаётся народ;

- устанавливается ответственность органов власти перед народом;

- осуществляется контроль общества над властью;

- выборы осуществляются на альтернативной основе;

- разграничение полномочий и ресурсов по уровням управления регулируется законами;

- местная власть функционирует на принципах самоуправления, т.е. решающий голос в принятии решений по вопросам жизнедеятельности в границах данной территории принадлежит её жителям и избираемым ими органам самоуправления.

В России признаётся самоуправление территориальных единиц разных уровней:

- субъектов РФ в рамках федеративного государства;

- местное самоуправление в муниципальных образованиях;

- территориальное общественное самоуправление в частях муниципального образования.

МСУ в этой системе есть уровень публичной власти, наиболее приближенной к населению и обладающей значительной автономией и самостоятельностью в решении локальных проблем.

Разделение властей в РФ:

по вертикали и горизонтали:

Федеральный уровень государственной власти:

Представительная (законодательная) власть

Федеральное Собрание РФ

Верхняя палата – Совет Федерации

Нижняя палата – Государственная Дума

Судебная власть

Конституционный Суд РФ

Верховный Суд РФ

Высший Арбитражный Суд РФ

Исполнительная власть

Правительство РФ

Уровень государственной власти субъектов РФ:

Представительная (законодательная) власть

Выборные представительные

(законодательные) органы

субъектов РФ

Исполнительная власть

Правительства, администрации субъектов РФ

Судебная власть

Конституционные (уставные) суды

субъектов РФ

Местный (муниципальный) уровень власти:

Представительная власть

Представительные органы МСУ

Исполнительная власть

Местные администрации

Суть МСУ состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия.

В современном обществе утвердился взгляд на МСУ как на одну из необходимых основ любого демократического строя, важнейший принцип организации власти в государстве, непременное условие формирования и развития гражданского общества.

Понятие «местное самоуправление» отражает комплексное и много­образное явление, которое, естественно, порождает различные подходы к его исследованию.

Местное самоуправление можно рассматривать в качестве:

а)основы конституционного строя;

б)права населения на самостоятельное решение вопросов местно­го значения;

в)формы народовластия.

Местное самоуправление как основа конституционного строя

Местное самоуправление согласно Европейской хартии местного самоуправления составляет одну из основ любого демократического строя. «Принцип местного самоуправления, — гласит ст. 2 Хартии, — должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможно­сти, в конституции государства».

Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление (ст. 3,12,130—133 и др.).

Основываясь на кон­ституционных положениях, №-131 ФЗ 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации» констатирует: «Местное самоуправление составляет одну из ос­нов конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федера­ции» (ст. 1).

Признание МСУ в качестве одной из основ конституционного строя предполагает:

- установление децентрализован­ной системы управления, иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений федеральных органов, государственной власти, органов государственной власти субъектов Фе­дерации и органов МСУ.

- гарантию организацион­ной обособленности МСУ, его органов в системе управления обществом и государством (органы МСУ не входят в систему органов государствен­ной власти, не рассматриваются как струк­турные подразделение государственной системы управления, государственные органы не выступают, в качест­ве вышестоящей инстанции, руководящей деятельностью местных ор­ганов власти, заслушивающей отчеты и имеющей право отмены их ре­шений);

- устанавливает, что МСУ в пределах своих полномо­чий самостоятельно (предпо­лагает выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы МСУ действуют самостоятельно и ответственны, прежде всего, перед своим населением);

- устанавливает гарантии МСУ (принцип МСУ должен быть закреплен в кон­ституциях (уставах) субъектов РФ, право на судебную защиту и т.д.).

Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения

Статья 3 Европейской хартии местного самоуправления определяет местное самоуправление как «право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть пуб­личных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответст­венность и в интересах местного населения». Таким образом, связывая местное самоуправление с правом органов МСУ на самостоятельную и под свою ответственность деятельность, Хартия ука­зывает, прежде всего, на роль местных органов в реализации МСУ. Но вместе с тем в ней установлено, что это право осуще­ствляется не только выборными органами самоуправления, но и через формы прямого участия граждан в реализации функций МСУ.

Российское законодательство признает основным субъектом права на самоуправление население муниципальных образований (городских и сельских поселений и др.). Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Вместе с тем Конституция исходит из того, что право МСУ осуществляется населением как через формы прямого волеизъявления, так и через выборные и дру­гие органы МСУ.

Формы прямого волеизъявления:

- местный референдум;

- муниципальные выборы;

- голосование по отзыву депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица;

- голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

- сход граждан;

- правотворческая инициатива граждан;

- территориальное общественное самоуправление (самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории МО для са­мостоятельного и под свою ответственность осуществления собствен­ных инициатив в вопросах местного значения;

- публичные слушания;

- собрания граждан, конференция граждан (собрание делегатов);

- опрос граждан;

- обращения граждан в органы местного самоуправления.

- другие формы непосредственной демократии.

Органы МСУ:

- представительный орган МСУ;

- глава МО;

- местная администрация;

- другие органы МСУ (напр.: контрольные, территориальные органы, муниципальная избирательная комиссия и т.д.).

Право на осуществление МСУ реализуется на­селением в муниципальных образованиях, создаваемых в соответствии с Конституцией и законодательством РФ о МСУ.

Население не может отказаться от своего права на осуществление ме­стного самоуправления, ибо местное самоуправление, его осуществление населением — необходимый элемент конституционной организации власти народа.

Право населения на местное самоуправление обеспечивается пра­вом каждого гражданина Российской Федерации на осуществление МСУ. Оно закреплено в ст. 3 № 131-ФЗ, согласно которой граждане имеют равные права на осуществление МСУ как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Гражда­нам гарантируется право избирать и быть избранными в органы МСУ, право равного доступа к муниципальной службе, право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

Признавая право населения на МСУ, государство признает самостоятельность МСУ в пределах его пол­номочий и берет на себя обязанность создавать необходимые условия для осуществления данного права.

Государство признает и защищает равным образом наряду с другими формами собственности муниципальную собственность — экономиче­скую основу реализации права населения на МСУ, а также право населения на самостоятельное определение структуры ор­ганов МСУ.

Местное самоуправление — форма народовластия

Согласно ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть: а) непосредственно (т. е. путем референдума, выборов); б) через органы государственной власти; в) через органы МСУ. Та­ким образом, МСУ — это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.

Определение местного самоуправления, характеризующее его как форму народовластия, содержится в Федеральном законе 2003 г. «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: «Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, уста­новленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность ре­шение населением непосредственно и (или) через органы местного само­управления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций» (ст. 1). Это определе­ние позволяет выделить основные черты, характеризующие местное са­моуправление, его место в системе народовластия.

1. МСУ имеет свой субъект. Им является населе­ние муниципального образования. Муниципальные образования — это городские, сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения, в границах которых осуществляется местное самоуправление и имеются муниципальная собственность, местный бюджет, выборные и иные пре­дусмотренные законом органы местного самоуправления, устав муни­ципального образования.

2. МСУ занимает особое место в демократиче­ском механизме управления обществом и государством.

Как уже отмеча­лось, МСУ, его органы не являются составной ча­стью государственного механизма управления, ибо они не входят в сис­тему органов государственной власти. Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов МСУ, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц МСУ допускается только в случа­ях и порядке, установленных законодательством.

Вместе с тем МСУ и государственная власть в РФ тесно взаимосвязаны — у них единый источник: власть народа.

3.МСУ имеет свой объект управления: вопросы местного значения, касающиеся обеспечения жизнедеятельности насе­ления муниципального образования.

4.Самостоятельность МСУ. Она гарантируется государством (ст. 12 Конституции РФ). Это находит отражение, в частности, в организационной обособленности МСУ, его органов в системе управления обществом, государством.

Важным проявлением самостоятельности МСУ и вместе с тем его гарантией является признаваемое государством право на финансово-экономические ресурсы, необходимые для осуществле­ния функций МСУ.

5.Ответственность муниципальных образований.

Закон предусматривает ответственность органов МСУ и должностных лиц МСУ перед госу­дарством, а также перед физическими и юридическими лицами.

6.МСУ осуществляется с учетом интересов населения. Это означает, что управление муниципальной собственностью и местными финансовыми ресурсами должно осуществляться в интересах населения муниципального образования, которое вправе осуществлять контроль за этой деятельностью, получать необходимую информацию о ней.

В МСУ находят отражение исторически и иные местные традиции. Это проявляется прежде всего в особенности организации МСУ на территориях компактного проживания национальных групп и общностей, коренных малочисленных народов, отличающихся своеобразием своих исторических, культурных и иных местных традиций, обычаев. Эти особенности должны учитываться при правовом регулировании организации МСУ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: