Каждая общественная формация характеризуется определённым сочетанием управления и самоуправления.
Управление – это воздействие, поступающее в систему извне.
Самоуправление – это внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой.
Любая сложная социально-экономическая система предполагает децентрализацию и разделение управленческих функций. Представители каждого уровня управления имеют свои обязанности, ресурсы и полномочия для их выполнения, несут определённую ответственность за принимаемые решения.
Тоталитарное государство:
– подбор руководителей всех уровней (даже при формальной выборности), наделение их полномочиями и ресурсами осуществляется сверху вниз;
- ответственность – снизу вверх;
- местная власть представляет собой низший уровень государственной власти.
Демократическое государство:
-источником власти признаётся народ;
- устанавливается ответственность органов власти перед народом;
- осуществляется контроль общества над властью;
|
|
- выборы осуществляются на альтернативной основе;
- разграничение полномочий и ресурсов по уровням управления регулируется законами;
- местная власть функционирует на принципах самоуправления, т.е. решающий голос в принятии решений по вопросам жизнедеятельности в границах данной территории принадлежит её жителям и избираемым ими органам самоуправления.
В России признаётся самоуправление территориальных единиц разных уровней:
- субъектов РФ в рамках федеративного государства;
- местное самоуправление в муниципальных образованиях;
- территориальное общественное самоуправление в частях муниципального образования.
МСУ в этой системе есть уровень публичной власти, наиболее приближенной к населению и обладающей значительной автономией и самостоятельностью в решении локальных проблем.
Разделение властей в РФ:
по вертикали и горизонтали:
Федеральный уровень государственной власти:
Представительная (законодательная) власть
Федеральное Собрание РФ
Верхняя палата – Совет Федерации
Нижняя палата – Государственная Дума
Судебная власть
Конституционный Суд РФ
Верховный Суд РФ
Высший Арбитражный Суд РФ
Исполнительная власть
Правительство РФ
Уровень государственной власти субъектов РФ:
Представительная (законодательная) власть
Выборные представительные
(законодательные) органы
субъектов РФ
Исполнительная власть
Правительства, администрации субъектов РФ
Судебная власть
Конституционные (уставные) суды
субъектов РФ
Местный (муниципальный) уровень власти:
Представительная власть
Представительные органы МСУ
|
|
Исполнительная власть
Местные администрации
Суть МСУ состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия.
В современном обществе утвердился взгляд на МСУ как на одну из необходимых основ любого демократического строя, важнейший принцип организации власти в государстве, непременное условие формирования и развития гражданского общества.
Понятие «местное самоуправление» отражает комплексное и многообразное явление, которое, естественно, порождает различные подходы к его исследованию.
Местное самоуправление можно рассматривать в качестве:
а)основы конституционного строя;
б)права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения;
в)формы народовластия.
Местное самоуправление как основа конституционного строя
Местное самоуправление согласно Европейской хартии местного самоуправления составляет одну из основ любого демократического строя. «Принцип местного самоуправления, — гласит ст. 2 Хартии, — должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в конституции государства».
Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление (ст. 3,12,130—133 и др.).
Основываясь на конституционных положениях, №-131 ФЗ 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» констатирует: «Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации» (ст. 1).
Признание МСУ в качестве одной из основ конституционного строя предполагает:
- установление децентрализованной системы управления, иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений федеральных органов, государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов МСУ.
- гарантию организационной обособленности МСУ, его органов в системе управления обществом и государством (органы МСУ не входят в систему органов государственной власти, не рассматриваются как структурные подразделение государственной системы управления, государственные органы не выступают, в качестве вышестоящей инстанции, руководящей деятельностью местных органов власти, заслушивающей отчеты и имеющей право отмены их решений);
- устанавливает, что МСУ в пределах своих полномочий самостоятельно (предполагает выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы МСУ действуют самостоятельно и ответственны, прежде всего, перед своим населением);
- устанавливает гарантии МСУ (принцип МСУ должен быть закреплен в конституциях (уставах) субъектов РФ, право на судебную защиту и т.д.).
Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
Статья 3 Европейской хартии местного самоуправления определяет местное самоуправление как «право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения». Таким образом, связывая местное самоуправление с правом органов МСУ на самостоятельную и под свою ответственность деятельность, Хартия указывает, прежде всего, на роль местных органов в реализации МСУ. Но вместе с тем в ней установлено, что это право осуществляется не только выборными органами самоуправления, но и через формы прямого участия граждан в реализации функций МСУ.
Российское законодательство признает основным субъектом права на самоуправление население муниципальных образований (городских и сельских поселений и др.). Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
|
|
Вместе с тем Конституция исходит из того, что право МСУ осуществляется населением как через формы прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы МСУ.
Формы прямого волеизъявления:
- местный референдум;
- муниципальные выборы;
- голосование по отзыву депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица;
- голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
- сход граждан;
- правотворческая инициатива граждан;
- территориальное общественное самоуправление (самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории МО для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения;
- публичные слушания;
- собрания граждан, конференция граждан (собрание делегатов);
- опрос граждан;
- обращения граждан в органы местного самоуправления.
- другие формы непосредственной демократии.
Органы МСУ:
- представительный орган МСУ;
- глава МО;
- местная администрация;
- другие органы МСУ (напр.: контрольные, территориальные органы, муниципальная избирательная комиссия и т.д.).
Право на осуществление МСУ реализуется населением в муниципальных образованиях, создаваемых в соответствии с Конституцией и законодательством РФ о МСУ.
Население не может отказаться от своего права на осуществление местного самоуправления, ибо местное самоуправление, его осуществление населением — необходимый элемент конституционной организации власти народа.
Право населения на местное самоуправление обеспечивается правом каждого гражданина Российской Федерации на осуществление МСУ. Оно закреплено в ст. 3 № 131-ФЗ, согласно которой граждане имеют равные права на осуществление МСУ как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
|
|
Гражданам гарантируется право избирать и быть избранными в органы МСУ, право равного доступа к муниципальной службе, право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
Признавая право населения на МСУ, государство признает самостоятельность МСУ в пределах его полномочий и берет на себя обязанность создавать необходимые условия для осуществления данного права.
Государство признает и защищает равным образом наряду с другими формами собственности муниципальную собственность — экономическую основу реализации права населения на МСУ, а также право населения на самостоятельное определение структуры органов МСУ.
Местное самоуправление — форма народовластия
Согласно ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть: а) непосредственно (т. е. путем референдума, выборов); б) через органы государственной власти; в) через органы МСУ. Таким образом, МСУ — это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.
Определение местного самоуправления, характеризующее его как форму народовластия, содержится в Федеральном законе 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: «Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций» (ст. 1). Это определение позволяет выделить основные черты, характеризующие местное самоуправление, его место в системе народовластия.
1. МСУ имеет свой субъект. Им является население муниципального образования. Муниципальные образования — это городские, сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения, в границах которых осуществляется местное самоуправление и имеются муниципальная собственность, местный бюджет, выборные и иные предусмотренные законом органы местного самоуправления, устав муниципального образования.
2. МСУ занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством.
Как уже отмечалось, МСУ, его органы не являются составной частью государственного механизма управления, ибо они не входят в систему органов государственной власти. Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов МСУ, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц МСУ допускается только в случаях и порядке, установленных законодательством.
Вместе с тем МСУ и государственная власть в РФ тесно взаимосвязаны — у них единый источник: власть народа.
3.МСУ имеет свой объект управления: вопросы местного значения, касающиеся обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.
4.Самостоятельность МСУ. Она гарантируется государством (ст. 12 Конституции РФ). Это находит отражение, в частности, в организационной обособленности МСУ, его органов в системе управления обществом, государством.
Важным проявлением самостоятельности МСУ и вместе с тем его гарантией является признаваемое государством право на финансово-экономические ресурсы, необходимые для осуществления функций МСУ.
5.Ответственность муниципальных образований.
Закон предусматривает ответственность органов МСУ и должностных лиц МСУ перед государством, а также перед физическими и юридическими лицами.
6.МСУ осуществляется с учетом интересов населения. Это означает, что управление муниципальной собственностью и местными финансовыми ресурсами должно осуществляться в интересах населения муниципального образования, которое вправе осуществлять контроль за этой деятельностью, получать необходимую информацию о ней.
В МСУ находят отражение исторически и иные местные традиции. Это проявляется прежде всего в особенности организации МСУ на территориях компактного проживания национальных групп и общностей, коренных малочисленных народов, отличающихся своеобразием своих исторических, культурных и иных местных традиций, обычаев. Эти особенности должны учитываться при правовом регулировании организации МСУ.