Педагогические музеи в большей степени были характерны для России, где организовывались по инициативе органов народного образования, губернских и уездных земств и разного рода просвети-
' Данной конференции предшествовали конференции «Воспитание народа в об- ласти изобразительного искусства» (Берлин, 1900) и «Экскурсионные методы в музее { прикладного искусства» (Эссен, 1900).
тельских обществ, которых до 1917 г. насчитывалось около тысячи. Не стояли в стороне от этого и другие ведомства, заинтересованные в хорошей профессиональной подготовке своих кадров1.
Рассмотрим функции педагогического музея на примере старейшего не только в России, но и в Европе Педагогического музея военно-учебных заведений2. Основанный в 1864 г. в Петербурге как просветительное учреждение вневедомственного значения, он задумывался с целью разработки актуальных проблем педагогической науки. Вот как определялась специфика музея такого профиля одним из его директоров 3. Макшеевым: «Педагогические музеи вообще не должны иметь характер кунсткамер — перед ними в области коллекционирования лежит другая дорога. Следить за теоретическим и практическим движением в сфере обучения и воспитания, сосредоточивать у себя, по возможности, все заслуживающее внимания в деле наглядного обучения и, систематизируя этот материал, дать возможность современному педагогу без большой потери времени и труда ознакомиться с техническими средствами его профессии (приборами, картами, моделями, картинами и пр.)»3.
Коллекции музея были распределены по трем группам: школьные пособия, пособия по изучению человека как предмета воспитания и пособия по внешкольному воспитанию. Вначале они были представлены одной постоянной экспозицией, но затем, при накоплении большого числа экспонатов в каждом из кабинетов, представлявших профильные дисциплины (историю, математику, рисование, естествознание, физику, родной язык, экспериментальную психологию), демонстрировались лишь некоторые образцы коллекций.
Музей принимал активное участие в производстве школьных наглядных пособий, занимался издательской деятельностью, проводил временные курсы для учителей родного и иностранного языка, географии, естествознания и рисования, готовил в течение года офицеров-воспитателей и в течение двух лет — преподавателей кадетских корпусов, участвовал в организации педагогических съездов. В заботах об эстетическом воспитании петербуржцев музей организовал народный хор и общедоступные музыкальные классы. Здесь же работала первая в России психологическая лаборатория.
1 См.: Юхневич М. Ю. Педагогические, школьные и детские музеи дореволюцион
ной России: Метод, пособие. М., 1990.
2 Первоначально музей назывался Центральным депо учебных пособий. В 1875 г.
он вошел в состав Музея прикладных знаний на правах специального педагогического
отдела.
3 Ленский Л. Киевский педагогический музей //Школа и жизнь. Киев, 1913.№ 16. С 14.
4* 51
В этом перечне дел во благо общества следует выделить уча-стие этого музея в российских и зарубежных выставках учебных по-собий. Их география простиралась от Петербурга до Парижа, Брюсселя до Филадельфии и Чикаго. Особую значимость имел ус-| пех на Всемирной выставке 1875 г. в Париже. Она была приуроче-на к Географическому конгрессу, после которого аналогичные му-зеи были открыты во Франции и Бельгии. К концу XIX в. только европейских странах, лидерами среди которых были Германия Англия, было около 70-ти таких музеев1.
Наряду с педагогическими широкое распространение имели школьные музеи. Появившись в большом количестве на рубеже XIX—XX вв., они были вызваны к жизни потребностью научить де-тей извлекать знания как из непосредственного наблюдения окружающей жизни, так и из предметов, собранных в школьном музее] представлявшем собой «необходимое собрание коллекций, прибо-| ров, картин и вообще всего того, что повседневно употребляется школе, где введено наглядное преподавание...»2. Такие музеи были принадлежностью школ низшей ступени, ориентировавших своих воспитанников на трудовую деятельность, и главным принципом их| комплектования была полезность предмета для знакомства с дейст-вительностью. Не случайно предпочтение в школьных музеях отда-валось краеведческой тематике, а в собирании экспонатов прини-| мала участие вся школа, что позволяло не только знакомить уча-| щихся со спецификой жизни конкретной местности во всех ее проявлениях, но и наладить в школе творческие взаимоотношения ме-жду учителем и учащимися. В целом же под названием «школьный! музей» чаще всего понимался наглядный, зачастую выполненный или собранный учащимися материал, предназначенный для демонстрации на уроках. Интерес к школьным музеям проявляли не только учителя, но и крупные ученые, деятели народного образова-ния, создававшие пособия и руководства по организации таких му-зеев и ратовавшие за организацию методических центров на базе лучших музеев. В целях лучшего использования в учебном процесс наглядного материала они рекомендовали распределять коллекцию музея по разделам гуманитарного и естественнонаучного знания3.
1 Педагогические музеи, получившие большое развитие к середине 1920-х годов|
(их число приближалось к 500), были фактически ликвидированы к концу 1930-х годов.
2 Юхневич М. Ю. Педагогические, школьные и детские музеи дореволюционной
России: Метод, пособие. М.,1990. С. 25.
3 Хитьков НА. Школьный музей, его назначение и организация. Киев, 1915.
Тем самым школьный музей, во многом являясь сферой детского творческого труда, не только воспитывал у учащихся интерес к окружающему миру, но и формировал полезные навыки. Он был также средством поддержания того высокого профессионального уровня учителя, который, по русской традиции, делал его в глазах окружающих знатоком и наставником.
В советское время школьные музеи, утратив в основной своей массе былое назначение, превратились в формальное отражение истории школы и достижений ее руководства, хотя именно школьный музей должен быть отражением содержания и качества жизни коллектива, центром интегрированной в учебно-воспитательный процесс музейно-педагогической и краеведческой работы.
Наблюдающийся в последние годы интерес к возрождению школьного музея должен придать ему новый импульс развития с учетом потенциальных возможностей его педагогического воздействия на учительскую и детскую аудиторию1.