Поскольку Россия в течение длительного времени имела тесные связи с Германией и в той или иной степени испытывала на себе ее | культурное влияние, образовательная деятельность отечественных ] музеев во многом аналогична вышеописанному немецкому опыту. Но как по времени создания, так и по количеству музеев Россия значительно отставала от Германии. При широкой известности Третьяковской галереи2, Исторического и Политехнического музеев в Москве и императорского Эрмитажа, первый государственный музей страны — Русский музей императора Александра III был открыт в Петербурге лишь в 1898 г.
Разумеется, труды А. Лихтварка и К. Фолля были хорошо известны российским специалистам того времени. Они оказали безусловное влияние на те процессы формирования теоретических и практических аспектов музейной педагогики, прежде всего в среде художественного музея, которые развивали Н. И. Романов, Ф. И. Шмит и особенно А. В. Бакушинский.
1 Отечественный исследователь Е. Б. Медведева, в отличие от немецких специали
стов, считает, что термин «музейная педагогика» был впервые введен в научный обиход
не Я. К. Фризенем, а Г. Фройденталем (см.: Медведева Е.Б. Музейная педагогика: оп
ределение дефиниции // Международный музейно-педагогический семинар «Здравст
вуй, музей!» (Тез. семинара). СПб., 1995).
2 Основанная в 1856 г. братьями П. М. и С. М. Третьяковыми, галерея стала худо
жественным собранием г. Москвы в 1895 г.
Наряду с этим следует отметить влияние на отечественных исследователей и воззрений известного философа, представителя русского космизма Н. Ф. Федорова, который считал музеи нравственно-воспитательными учреждениями, активно влияющими на цели и смысл человеческой деятельности. В своей работе «Музей — его смысл и назначение» Н. Федоров называл музеи «высшим учреждением единства». Ученый видел в них институт социальной памяти и способ воплощения прошедшего в настоящем. Храня память «об отцах», их вещах и деяниях, возвращая к жизни «останки отжившего», музей образовывает душу. Не случайно, по мнению Н. Федорова, музей, воплощая в себе собор, хранилище, школу, должен быть всем своим содержанием открыт для всех представителей общества, независимо от уровня образования и социального положения. Выдающийся русский философ выделял три его основные функции: исследование, учительство и деятельность. Он считал, что только их совокупная реализация будет способствовать формированию духовности и творческих начал.
Начало теоретического осмысления опыта педагогической работы в российских музеях ознаменовалось изданием «Экскурсионного вестника», специальный выпуск которого за 1916 г. был полностью посвящен работе музеев со школьниками. Особое место среди публикаций заняла статья хранителя Румянцевского музея в Москве Н. И. Романова «О задачах и методах экскурсий по искусству». В ней автор высказывает мысль о том, что процессу обучения искусству должно предшествовать глубокое понимание его влияния на душу человека. Произведение искусства следует изучать как самоценный эстетический объект, а не как приложение к истории культуры или к общей истории. Средством общения с подлинником Н. Романов считал эстетическую экскурсию, задача которой — «ввести зрителя в ряд эстетических переживаний и дать серьезный углубленный анализ известного произведения»1.
Являясь противником обзорных экскурсий, ориентированных на беглое знакомство с музеем и не обеспечивающих эстетического контакта зрителя с произведениями, Н. Романов в то же время, подобно К. Фоллю, видел в преподавании истории искусства пользу лишь для изучения других школьных предметов. Поскольку музейный памятник требует развитого художественного восприятия, то, отстаивая его самоценность, ученый рекомендовал включать в ос-
Романов Н.И. О задачах и методах экскурсий по искусству // Экскурсионный вестник. М., 1916. № 1—2. С. 8.
мотр небольшое количество произведений, что позволяет решить ряд конкретных методических задач, суть которых в следующем:
1. Посредством беседы сократического характера побудить пе
реживание воспринимаемого произведения.
2. На основе переживаний зрителя выяснить особенности худо
жественной формы произведения и его стиль.
3. Закрепить в сознании зрителей результаты экскурсии путем
самостоятельной работы (рефераты и т. п.).
Автор полагал, что экскурсия будет полезна лишь при том условии, что учащиеся уже имеют определенный уровень художественной подготовки, а это, по его мнению, возможно не раньше чем в 14 лет.
Романов был первым на пути осмысления образовательной деятельности отечественного художественного музея. Дальнейшее ее развитие происходило уже в новых социально-экономических условиях.
После событий октября 1917 г. реформа музейного дела, вызвавшая к жизни активизацию его просветительской деятельности с ориентацией на нового зрителя, шла параллельно с реформой образования, в котором важное место отводилось эстетическому воспитанию. В 1918 г., выступая на Первом всероссийском съезде работников просвещения, нарком просвещения А. В. Луначарский говорил: «Эстетическое образование у нас связано с техническим и физическим. Таким образом, когда мы преподаем столярное или слесарное дело, то мы хотим подготовить мальчика не только к ремеслу, но и к тому, чтобы он был прекрасный человек, который может красиво строить жизнь»1. В решении Государственной комиссии по просвещению в том же 1918 г. говорилось: «Под эстетическим образованием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможности наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным». Речь идет о концепции новой Трудовой школы, нацеленной на формирование гармонической, созидательной личности.
Суть музейной реформы заключалась в резкой активизации просветительской работы, ориентированной на нового зрителя. Отражением официальной политики новой власти в области музейно-го дела стали пламенные, в духе времени, слова известного русско-
1 Революция — искусство — дети: Материалы и документы: В 2 ч. Ч. 1: 1917—1923. М., 1987. С. 5.
го философа и религиозного деятеля П. А. Флоренского, сказанные им в 1918 г. на заседании Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры: «Децентрализация музеев, внесение музея в жизнь и внесение жизни в музей, музей-жизнь для народа, воспитывающий каждодневно струящиеся около него массы, а не собирание редкостей только для "гурманов искусства", — всестороннее жизненное усвоение человеческого творчества, и притом всенародное, а не для замкнутых кучек нескольких специалистов, в художественном часто понимающих меньше неспециалистов, — вот лозунги музейной реформы, которые должны быть противоположны тому худшему в культуре прошлого, что воистину заслуживает эпитета "буржуазность"».
Однако привлечение широкого потока зрителей различных социальных категорий не заслонило активного поиска новых методик. Опыт А. Лихтварка, Г. Фолля, Н. Романова внимательно изучался и получил дальнейшее развитие.
В 1923 г. в Харькове была опубликована работа Ф. И. Шмита «Искусство как предмет обучения», в которой рассматривались цели и задачи эстетического воспитания детей. Понимая искусство как активную психическую деятельность, автор ратовал за его включение в школьную программу, видя в нем средство, которое способствует формированию творческой личности. Утверждая приоритет воспитательной функции над образовательной, Шмит считал, что, создавая условия для нормального психического развития, школа готовит ребенка как к процессу активного познания мира, так и к продуктивному применению знаний в практической жизни.
В целом процесс обучения, по мнению ученого, должен опираться на закономерности естественного (природного) развития ребенка, и по этой причине начальное обучение должно быть не чем иным, как активным процессом накопления жизненного опыта, который включает сенсорные и эмоциональные впечатления, переживание ребенком его взаимодействия с окружающим миром. Ф. Шмит считал, что «детей нужно воспитывать не в тесном душном классе, а везде: в живой природе, во всевозможных мастерских и повсюду, где дети могут почерпнуть полезный опыт. Из этого следует, что для обучения детей не только не нужно заставлять их сидеть спокойно каждый день в течение ряда часов, а нужно, наоборот, дать им возможность двигаться, действовать, делать, ибо мо-
' Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств // Советский музей. 1989. №4. С. 65—69.
3 - 4008 33
торные (двигательные) образы и моторные привычки и ассоциации не менее, а более ценны, чем все иное»1.
Данная установка позволила Ф. Шмиту сделать вывод о тол что для детей младшего возраста основным методом и средством обучения является искусство. Подобно А. Лихтварку и Н. Романо-ву, он отрицал возможность изучения истории искусства в художе ственном музее (особенно в младшем возрасте). Отдавая приоритет природе перед искусством, он полагал, что восприятие работ про*) фессиональных мастеров и посещение музея навязывает детям товые художественные формы и стереотипы восприятия, которые опасны для творческого развития.
Большое место эти вопросы занимают в творчестве А. В. Баку-шинского — теоретика и историка искусства, критика и выдающе| гося педагога того времени, который в своей деятельности последо| вательно сочетал разработку теории художественного воспитания методикой экскурсионной работы в художественных музеях. Реши-тельно возражая против пустого «гидства» и пересказывания сю-жетов или исторических фактов в экскурсии, он ратовал за пробуж-дение творческой активности в процессе общения личности с мятником.
Рассматривая работу в музее как педагогический процесс А. Бакушинский исходил из строгого соблюдения возрастной специ-фики зрителя, в котором видел не «объект воздействия», а прежде всего партнера. Резко выступая против иллюстративного подхода рассмотрению произведения искусства, он утверждал необходи-мость акта сопереживания в процессе восприятия, считая что если художественное произведение является символом который выражает творческое действие художника, то по-добное творческое действие оно должно пробудить и у зрителя. «Отсюда, — писал он, — глубочайшая социальная ценность и значимость искусства и его творческого переживания»2.
А. Бакушинский видел в искусстве «материализованный и возможного предела сгущенный результат творческого оформления художником не только своих впечатлений от внешнего мира, но самого мира в его объективной данности»3.
Разделяя позиции А. Лихтварка в том, что обучение искусству музее — это прежде всего развитие художественного восприятия, своей практической деятельности ученый особое внимание уделял
1 Шмит Ф.И. Искусство как предмет обучения. Харьков, 1923. С. 18.
2 Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М., 1981. С. 59.
3 Там же. С. 10.
34
методике проведения - экскурсий. Он изложил ее в приобретшей широкую известность работе «Музейно-эстетические экскурсии» (1919). Сопоставляя музейного педагога с режиссером, формирующим общность впечатлений и выводов, А. Бакушинский выразил убеждение в том, что «эстетическая экскурсия в своем законченном выражении такое же творчество, такое же искусство, как и само искусство»1.
Тем самым Бакушинский считал, что основная задача методики художественного воспитания — раскрыть непосредственную связь между искусством и зрителем через переживание произведения как художественного организма, наделенного комплексом формальных средств (цвет, форма, композиция), требующих своего прочтения.
Учитывая сложность процесса художественного воспитания, А. Бакушинский выступал за его последовательность при соблюдении преемственности этапов. Нужно отметить, что, разделяя точку зрения Ф. Шмита и других специалистов на необходимость развития всесторонней активности детей в раннем возрасте, ученый допускал посещение ими музея, но имел в виду не традиционные искусствоведческие экскурсии, а занятия, построенные с учетом внутреннего мира ребенка.
Большое внимание в практике экскурсионной работы А. Бакушинский уделял преподавателю, ставя перед ним три обязательных условия:
1) уметь самому пережить произведение искусства;
2) знать историко-искусствоведческий контекст произведения
искусства;
3) иметь психологический подход к группе.
Непосредственно участвуя в формировании новой школы,
А. Бакушинский ратовал за художественную организацию школьной среды, которая должна стать средой полноценного развития личности. Предостерегая учителя от безвкусных подделок школьных интерьеров «под мрамор» или «под дуб», он обращал его внимание на роль самих детей, их «коллективной художественной воли» в организации этой среды.
Грубой педагогической ошибкой А. Бакушинский считал изгнание из школы эстетического созерцания, которое может быть и моментом завершения детского творческого процесса, и моментом вступления в новый творческий ряд, где отправным толчком является уже созданное не ими художественное произведение. «Воспитывающее и глубоко обогащающее значение такого творческого со-
' Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М., 1981. С. 11.
зерцания — переживания произведений искусства, особенно великих мастеров, переживания вне рамок временных и пространственных, в последней глубине их общечеловеческой значимости — огромно и необходимо»1.
Ученый, не без влияния идей Н. Федорова, говорил о том, что такое эстетическое переживание-созерцание контрастностью всего своего содержания не только шлифует творческую личность ребенка, но и дает глубокую и прочную связь индивидуальных восприятий. Объединяя детский коллектив в единое целое, оно связывает его с прошлым и настоящим общечеловеческим опытом, ведет реальному ощущению соборности жизни и преодолению в ней «узколичностного» начала.
В процессе анализа результатов своей работы А. Бакушинский, как и его зарубежные коллеги, пришел к выводу о необходимости создания системы музейно-педагогической работы, в основе кото-рой он видел прежде всего экскурсионные циклы. Но при этом предварительной подготовке к посещению музея им не уделялось должного внимания. Тем не менее заслуга А. Бакушинского в том что он первым в России осмыслил концептуальный подход к художественному развитию ребенка средствами музейной и школьной среды, сделав попытку объединить профессиональное искусствоведение и педагогическую практику.
Своими взглядами на педагогические задачи художественного музея А. Бакушинскому был близок известный музейный деятель хранитель отдела древностей Эрмитажа О. Ф Вальдгауер, много внимания уделявший преподаванию искусства в образовательных учреждениях Петербурга. В этой связи он разработал свою систему художественного образования в школе, включавшую пять ступеней, (с 1-го по 8-й классы). Ее целью он ставил формирование творче-ского человека на основе визуального восприятия и понимания ис-кусства. Поэтому опорными элементами авторской методики явля-лись созерцание памятника и умение его анализировать. К сожале-нию, практический опыт О. Вальдгауера и его теоретические разра ботки не были востребованы в последующие годы2.
Тем самым в первые десятилетия XX В. цель отечественного художественного воспитания была определена как формиро-вание свободной творческой личности, способной к преобра\
1 Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М., 1981. С. 126.
2 Подробнее о деятельности О.Ф. Вальдгауера см.: Шляхтича ЛМ. У истоков му|
зейной педагогики: О.Ф. Вальдгауер //Образовательная деятельность художественно-
го музея. Вып. 7. СПб., 2002.
ювательской деятельности. Были определены и основополагающие установки для достижения этой цели:
— опора на потребности ребенка, исходя из специфики его воз
растного развития;
— сотрудничество с учителем;
— в постижении произведения искусства главное — не знания,
а проживание художественного образа.
Реализация этих установок открывала новую страницу в истории российского художественного образования. Однако произошедшая в 1930—40-е годы переориентация музеев всех профилей на иллюстрирование торжества марксистско-ленинской идеологии свела музейно-педагогическую работу к «помощи школе в расширении учащимися их знаний, полученных в школе». Трансформация подходов к задачам музейного образования нашла свое отражение в многочисленных публикациях журнала «Советский музей». Основанный в 1931 г., он на протяжении предвоенного десятилетия был рупором новой идеологии. От педагогической деятельности первых послереволюционных лет сохранились лишь внешние черты массовости и просветительства. Она имела сугубо пропагандистскую направленность с ориентацией на знание, что придавало ей односторонний информационно-ознакомительный характер. Музейный урок превратился в обычный, с той разницей, что проводился на музейной экспозиции, причем целью его были не эмоциональные впечатления, а «максимум навыков для самостоятельной работы на основе полученных знаний». Жесткая идеологизация, противопоставлявшая музей-хранилище музею-учебнику и музею-газете, порой превращала работу в музее в свод тематических экскурсий по отдельным главам «Краткого курса ВКП(б)»1 и нанесла безусловный урон музейной образовательной деятельности и приобщению учителя к музею.
Особое место в музейной работе заняла в эти годы кружковая внешкольная работа. Она рассматривалась как средство приобщения к краеведению и подготовки будущих музейных сотрудников. Что касается школьного учебного процесса, то в России, в отличие от других стран, учитель для решения образовательных и воспитательных задач стал использовать музей (в том числе и художественный) только как источник знаний. Эта концепция находила свое воплощение в многочисленных естественнонаучных и исторических
' Явления художественной жизни в зеркале общественного мнения: Сб. ст. Вып. 1: Итоги социологических исследований 1989 года /МК РСФСР, АН СССР, НИИ культуры, отраслевая социологическая служба. М., 1990. С. 40.
музеях Петербурга и Москвы, возникших в начале XX в. (Дарви-новский, Биологический, Музей антропологии МГУ, Музей антро-пологий и этнографии, Военно-исторический и др.). Более того, по степенно сформировалось убеждение в том, что работа с учащими-ся, равно как и с другими категориями посетителей, — прерогатив исключительно музейного сотрудника.
Подводя итог сказанному, отметим, что в своих исследования отечественные специалисты сконцентрировали внимание прежде всего на специфике художественного музея. Рассматривая музей ный памятник (произведение искусства) как самоценный эстетиче ский объект и отрицая возможность преподавания в музее истории искусства, они разделили эстетическую и познавательную стороны составляющие единое целое в процессе восприятия музейного па мятника, и делали выбор в пользу либо той, либо другой. В этом них было много общего с их немецкими коллегами, но они пошли дальше их в утверждении:
— необходимости акта сопереживания в процессе восприятия
произведения искусства (А. В. Бакушинский);
— необходимости преподавания искусства в школе как средст-
ва нормального психического развития ребенка (Ф. И. Шмит);
— необходимости формирования потребности навыков эстети
ческого созерцания в рамках школьного учебно-воспитательного
процесса.
Большой их заслугой является определение цели отечественно го художественного воспитания. Она виделась как формировани свободной творческой личности, способной к преобразовательно деятельности.
9. На каких принципах основывал взаимодействие музея и школы
Г. Фройденталь?
10. Как определяли немецкие специалисты содержание понятия «му
зейная педагогика»?
11. Каковы были взгляды Н. Ф. Федорова на музей и его образова
тельную деятельность?
12. Н. И. Романов — первый теоретик педагогической деятельности
отечественного музея.
13. Какие принципы лежали в основе реформ образования и музейного
дела в первые годы советской власти?
14. Охарактеризуйте теоретические взгляды и музейно-педагогическую
деятельность А. В. Бакушинского.
15. Каковы формы культурно-образовательной деятельности американ
ских музеев?
16. Назовите теоретические положения, на основе которых развива
лась образовательная деятельность американских музеев (Д. Гудд, Д. Хайд,
А. Паркер, Б. Гилман, В. Дамик).
17. В чем американские исследователи увидели принципиальную раз
ницу между школьным и музейным образованием?
18. Охарактеризуйте прагматическое, эстетическое и искусствоведче
ское направления в философии образовательной деятельности американ
ских музеев.
Вопросы для повторения
1. Какое значение имели произведения искусства в античных храмах
мусейонах?
2. Чем был знаменит Александрийский мусейон?
3. Охарактеризуйте собирательскую деятельность эпохи Возрождения
4. Охарактеризуйте педагогические аспекты деятельности музея
XVII в.
5. Как повлияли идеи эпохи Просвещения на развитие музейного дела?|
6. Охарактеризуйте эстетические взгляды Д. Рескина и У. Морриса
их влияние на развитие художественно-практической деятельности.
7. Охарактеризуйте роль А. Лихтварка в становлении музейной педаго-
гики в Германии.
8. Назовите основные положения концепции музейно-педагогической
деятельности Г. Кершенштайнера.
Глава 2
ТИПОЛОГИЯ МУЗЕЕВ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§1. Теоретические аспекты образовательной деятельности музея
Образовательную деятельность современного музея следует рассматривать в трех аспектах — познавательном, творческом и социальном. Каждый из них, будучи в тесной взаимосвязи с други-ми, отражает определенное содержание музейной работы по данно-му направлению.
Познавательный аспект. В основе понятия «познаватель-ный» лежит понятие «знание», определение содержания которого является фундаментальной проблемой для философии и науки глубокой древности. В качестве примера сошлемся на античных философов. Так, Платон характеризовал знание через его противо-| положность «мнение», а Аристотель представлял его как «умение», то есть знание ремесла, языка, обряда и т. д., являющееся непременным условием пользования им.
Последовавшие за античностью эпохи обогатили понятие новым; содержанием, в результате чего знание стало рассматриваться в двух аспектах — практическом и теоретическом. Каждый из названных аспектов включает в себя науку, технику, религию, культуру, то есть является элементом целостного культурно-исторического комплекса, важное место в котором занимает музей, ибо он принадлежит среде, формирующей практический опыт и теоретиче-ское знание, ориентированное на формирование и развитие про-! фессиональных музейных дисциплин. Здесь исследуются такие фор-мы специфической деятельности человека, как собирание, хране-ние, изучение и популяризация памятников культуры, техники и природы, образование музейными средствами. Учитывая тот факт, что формируемое в процессе образовательной деятельности в музейной среде знание сочетает в себе заключенные в музейном предмете исторический, сакральный и индивидуально-личностный аспекты, его можно характеризовать как диалогичное и духовное. 40
Пробуждая (либо активизируя) эмоциональную сферу человека и развивая интеллект, оно является условием его личностного роста, так как в нем человек узнает себя. Тем самым характер получаемого в музее знания, опирающегося на внутреннее единство научного и художественного компонентов, позволяет назвать музей школой понимания жизни.
Формой фиксации и последующей трансляции теоретического знания являются научные конференции и семинары, печатные издания, среди которых особое место занимают каталоги музейных коллекций и сборники научных и методических трудов, где находят свое отражение концепции и методология музейной деятельности. Таким образом, теоретическое знание формируется на основе анализа результатов практической деятельности и, будучи зафиксировано в текстах, существует в виде понятий, формулировок законов, теорий и концепций.
Практическое знание также формируется в результате практической деятельности, но, имея неявный характер, существует преимущественно в устной традиции, то есть не фиксируется в текстах, а значит, и не существует в виде понятий, формулировок законов, теорий и концепций. Роль неявного знания исключительно велика в процессе формирования личности ребенка, когда мир воспринимается через ощущения и практические действия. Особенно ярко это проявляется в процессе обучения искусству, когда через наблюдение постигаются «секреты мастерства». У взрослого неявное знание часто формируется на основе догадок, домыслов, интуиции.
Оба рассмотренных типа знания являются не чем иным, как осмыслением человеком, на уровне его сознания, контекстов собственного опыта (И. Т. Касавин). Следовательно, практическое и теоретическое знания выступают в качестве смысла, который человек вносит в реальность своего бытия. Этой реальностью может быть любая практическая деятельность, учебный процесс, ритуальный культ и т. д. А так как смысл определяет специфику этих реальностей и содержание конкретного опыта, сделаем вывод о том, что знание служит расширению социального, культурного и исторического контекста человеческого бытия. Его качественные характеристики определяются в терминах-оппозициях: точность — приблизительность, достоверность — вероятность, сущность — видимость, подлинник — репродукция, истина — заблуждение.
Знание имеет еще одну характеристику — ценность, которая определяется двумя компонентами: трудом, затраченным на его освоение, и возможностью использования знания в практической деятельности.
В основе знания лежит информация о предмете, событии иль явлении, которая в результате структурного анализа может превратиться в знание. В современном обществе, ориентированном на» развитие цифровых технологий, информация получила и самостоя-» тельное от знания значение. Зачастую она включает разного рода сведения общего характера, не имеющие гарантированной доски верности, точки зрения разных лиц и т. д. Что касается информации, предоставляемой музеем, то она, как правило, является основой формирующегося знания об истории, искусстве, отрасли профильного музею знания.
Освоение знания индивидуумом осуществляется через процесс познания. Собственно, знание и является результатом этого процесса. Трактовка данного термина зависит от принципов конкретного философского учения и сформированных на их основе теорий и форм познания, среди которых общеизвестны аналитическая, герменевтическая, феноменологическая, психоаналитическая, искусствоведческая, культурологическая и т. д. Чаще всего «познание» трактуется как процесс, сопровождающий общение и деятельность людей. Если он осуществляется человеком (индивидом) в процессе бытия, то есть вне специальных познавательных задач, то познание] имеет отношение лишь к содержанию его деятельности и общения. Знание же является результатом исследовательской или поисковой установки субъекта на расширение сферы представлений в той или иной области (наука, искусство, культура).
Специфика процесса познания в музейной среде заключается в том, что человек постигает окружающий мир на основе подлинников, являющихся отражением содержания этого мира как с помощью собственного опыта, так и научных формул, нравственных норм, художественных образов. Придавая мобильность и вариабельность его психике, они обеспечивают ему возможность деятельности и общения на качественно новом уровне.
Однако познание — это не только внесение смысла в реальность, но и создание идеальных моделей, позволяющих человеку направлять свою деятельность и общение не только по некоему усвоенному им ранее образцу (норме), но и осуществлять переход к более высоким образцам и стандартам, что сообщает его сознанию динамичный, творческий характер.
Творческий аспект. Творчество является важнейшей составляющей любой деятельности человека. Знание тоже можно рассматривать как результат творческой деятельности человека, ибо оно помогает ему определить отношение к природе, обществу, и наконец, к самому себе. В условиях формирующегося информацион-
ного общества установка на ценность творческого развития личности не теряет своей актуальности, ибо в социокультурной ретроспекции с предикатом «творческий» всегда связана высокая социальная оценка.
Термин «творчество» рассматривается как категория философии, психологии и культуры и трактуется в следующих смыслах: как «процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности»1; как «деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не встречавшееся»2; как «некоторый аспект развития личности, относящийся к переходу на более высокий интеллектуальный уровень»3.
Под творчеством понимается и совокупность предметов психологического исследования, в котором ключевыми словами являются: одаренность, фантазия, вымысел, оригинальность, интуиция, творческое воображение, воодушевление и т. д.
И хотя среди ученых нет единства в определении свойств, которыми должна обладать творческая личность, творческий процесс и его продукт, творчество можно рассматривать как фактор жизнедеятельности, выполняющий стимулирующую и интегративную функции в научном исследовании и художественном процессе, а также в практической деятельности человека.
Чаще всего понятие «творчество» рассматривается в контексте художественной деятельности. В этом случае под ним понимается «образное сознание и практическое созидание произведений искусства как реальных носителей художественной информации»4. Художественное творчество связано с эстетикой, а значит, с формированием художественного вкуса и опытом эстетического восприятия окружающего мира. Оно гармонизирует личность.
Что же лежит в основе структуры творческого процесса? Английский ученый Г. Уоллес обозначил четыре его фазы:
— инкубация (вынашивание) идеи;
— озарение — мгновенное интуитивное проникновение в су
щество проблемы и увлеченность им;
— проверка (испытание);
— реализация решения.
1 Философский словарь. М., 1968. С. 352.
2 Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
3 Касавин И.Т. Традиции и интерпретации. СПб., 2000. С. 28.
4 Каган М.С. Эстетика как философская наука: Университетский курс лекций.
СПб., 1997. С. 225.
При этом, если в науке его результат связан не столько с лич-
ностью творца, сколько с объективными закономерностями и по-*
требностями (целями), определяемыми извне, то в художественном
творчестве результаты выражают внутреннее состояние творца, его
желания, особенности восприятия им окружающей действительно
сти, хотя жесткого разделения между искусством и наукой здесь
нет. Рассматривая специфику художественной и научной деятельно-!
сти, А. Эйнштейн писал: «Когда мир перестает быть ареной наших
личных надежд и упований, когда мы свободно воспринимаем его,
восхищаясь, спрашивая и наблюдая, тогда мы вступаем в царство
Искусства и Науки. Если воспринятое выражается на языке логи-
ки, то это научная деятельность. Если оно передается в формах,
связи которых не доступны сознательному уму, но интуитивно по
стигаются как имеющие смысл, тогда это художественная деятель-
ность. Их роднит любовь и преданность, преодолевающие личные
интересы и желания»1. 1
Специфика современного общества определяется интеграционными процессами, охватывающими все стороны его социально-экономической и духовной жизни, а потому часто художественное творчество использует достижения технического прогресса. Примером тому — кинематограф, телевидение, шоу-бизнес, создавшие на основе синтеза словесных, актерских и режиссерских, изобразительных, музыкальных, хореографических средств новые формы художественного продукта. Особое место в этом процессе занимает художественное проектирование, конструирование и оформление жизненной среды (дизайн), подтверждая мысль Г. Г. Гадамера о том, что «природа не исчерпывает всех возможностей изобрази-; тельной деятельности, оставляя лакуны для формотворчества чело- i веческого духа»2. Действительно, если мы обратимся к разного] рода региональным, всемирным и прочим выставкам, то убедимся, что наиболее распространенным средством отражения картины современной жизни стали визуальные инсталляции с неподвижны-; ми и интерактивными объектами, размещенные в художественно оформленном пространстве. Этой особенностью отмечены не только художественные, но и технические и иные музеи (например, Аэрокосмический музей в Вашингтоне (США) или Детский музей истории цивилизации в Торонто (Канада)), опыт деятельности которых также позволяет сделать вывод о том, что интегративные про-
' Цит. по: Лук А.Н. Научное и художественное творчество — сходство, различие, взаимодействие //Художественное творчество. Л., 1982. С. 211.
2 Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 277. 44
цессы в области научного и художественного познания мира все больше приобретают характер диалога.
Научное и художественное творчество протекает в социокультурной среде, которая является заказчиком и потребителем его результатов.
Социальный аспект. Музей является частью среды и активно участвует в социализации человека с самого раннего его возраста, расширяя его восприятие окружающего мира. Приобщение к окружающему миру и обществу происходит в его среде в процессе передачи чувственного опыта, знаний, умений и ценностей от одного поколения к другому. Этот процесс вписывается в концепцию непрерывного образования (Г. Л. Ильин), ибо его образовательным результатом является преобразование социокультурного опыта в собственные установки, ценности, ориентации, усвоение социальных норм, ролей и т. д.
Процесс социализации осуществляется на трех уровнях:
1. Биологический уровень (филогенез) определяется связью ор
ганизма человека на любых стадиях его развития, начиная с прена-
тального, с окружающей его средой. Эта связь определяется также
и этнокультурным аспектом взаимоотношения людей.
2. Психолого-педагогический уровень, на котором социализация
человека рассматривается как результат его активности и логики
развития внешних по отношению к нему жизненных ситуаций. В
процессе социализации происходит овладение навыками практиче
ской деятельности со всей совокупностью социальных функций, ро
лей, норм, прав, обязанностей и т. д.
3. Социальный уровень (онтогенез) определяет связь человека с
обществом и его социальными институтами, что обусловливает не
прерывность процесса его развития, от момента зачатия до ухода из
жизни, при этом в процессе развития человек постоянно меняет от
ношение к себе и окружающему его миру.
Учитывая статус музея как социокультурной институции, обратимся к стадиям социализации детей, подростков и юношества, которые выделяют современные исследователи1:
1. Биоэнергетическая стадия (от 3,5 месяцев эмбрионального развития). «Освоение» ребенком мира реализуется на уровне сенсорной системы (вкуса, кожной чувствительности, слуха).
1 См.: Титов Б.А. Сущность и генезис социализации детей, подростков и юношества / Сфера досуга — сфера социализации (По материалам науч.-практ. конференции). СПб., 2001.
2. Идентификационная стадия (от 3-х лет) является периодом|
отождествления ребенком себя со всем, что его окружает, станов-
ления и формирования «сенсомоторного, доречевого, практическо-|
го интеллекта».
3. Коррекционная стадия (от 3,5 лет) характеризуется предпо-
нятийным интуитированным мышлением, стремлением получить от-
вет на главный вопрос «почему?», соответствовать нормам и npa-
вилам поведения близких людей. На этой стадии зарождается со-
вместная целенаправленная деятельность детей, в процессе кото-
рой они учатся руководить и подчиняться. \
4. Экспансивная стадия (от 6-ти до 10-ти лет) характеризуется
стремлением ребенка расширять свой социальный кругозор. Она
является периодом конкретных операций, в результате которых!
формируется самооценка, отношение к себе и как следст-
вие — требования к самому себе.
5. Конвективная стадия (от 11-ти до 15-ти лет) характеризуется
взрывоопасностью. Подросток постоянно ищет выход из возникаю
щих конфликтных ситуаций. Устанавливается система социальных
взаимоотношений с родителями, друзьями, другими взрослыми.
Особой ценностью обладают мнения товарищей, вместе с которы
ми решаются все проблемы и вырабатывается жизненная позиция.
6. Концептуальная стадия — охватывает возраст с 16 до 20 лет
и характеризуется выходом в самостоятельную жизнь и необходи
мостью самоопределения, выбора жизненного пути в профессио
нальном плане, самостоятельностью в формировании целостной
системы взглядов, оценок, ценностных ориентации и установок.
Описанные стадии социализации перекликаются с воспитатель- | ными установками. Однако между ними есть разница, суть которой в том, что воспитание представляет собой педагогически обусловленную, целенаправленную форму установления и усвоения ценностей, в то время как социализация — это жизненная практика, в которой индивид более автономен и независим в процессах жизнедеятельности, будь то мышление или творчество, учеба или работа.
Особое место в социализации занимает искусство, высочайшие образцы которого представляет художественный музей. Являясь связующим звеном между эпохами и культурами, искусство развивает чувственный опыт восприятия окружающего мира, просвещает, дает новое знание о ранее неизвестном, в первую очередь, — о человеке. В этом случае музейная педагогика является инструментом интеграции социального и культурного в современном обществе. Формирование социокультурного единства проявляется, с одной 46
стороны, в преобразовании традиционалистского по своей сути института цивилизации, которым является музей, в современный му-зейно-образовательный комплекс, а также в обращении системы образования к систематическому педагогическому сотрудничеству с музеем. С другой — в формировании умений и навыков культуро-сообразного поведения, обеспечивающего личности овладение стратегиями творчества и сотворчества. Отражением этой установки стало широкое распространение в системе образования концепции культуротворческой школы (А. П. Валицкая).
Музей актуализирует такой диалог личности с идеалами и вечными ценностями культуры, в котором человек найдет опору для саморазвития и самосовершенствования в быстро меняющихся условиях современного мира. Именно образовательная деятельность современного музея превращает его из резервуара культурного наследия в подлинную институцию культуры.
Возвращаясь к социальной роли музея, еще раз подчеркнем ценность музейной среды, в которой социокультурный опыт актуализируется благодаря возможности общения с подлинником, представляющим собой культурную целостность, находящуюся в художественно-временной ситуации экспозиционного пространства.
Опыт развития образовательной деятельности музея в XIX и первой половине XX в. условно позволяет выделить две группы музеев — профессиональные и собственно образовательные. К первой группе относятся музеи технического, естественнонаучного, этнографического, историко-краеведческого и искусствоведческого профилей. Ко второй — непрофессиональные музеи: педагогические, школьные и детские. Данная группа музеев имеет не только свою историю развития, но и занимает видное место в системе образовательных и социально-досуговых учреждений.