Автомобильный транспорт наиболее распространен в строительстве. К автотранспорту общего назначения относятся автомобили с кузовом в виде открытой платформы с бортами, автомобили повышенной проходимости со всеми ведущими колесами и автомобили-тягачи, оборудованные сцепными седельными устройствами для работы с прицепами, полуприцепами и роспусками. Наибольший угол подъема для указанных машин — 20—30 %. Самосвалы имеют кузов корытообразной, полуовальной или другой удобной для разгрузки ковшовой формы. Они разгружаются в большинстве случаев назад с помощью гидроцилиндров, есть конструкции с разгрузкой на три стороны. Кузов может обогреваться выхлопными газами. Наибольший преодолеваемый угол подъема дороги — от 14 до 26 %.
Специализированный автомобильный транспорт включает автобетоновозы, автобетоно-смесители, автоизвестковозы, автоцементовозы.
Для специальных перевозок используются прицепные и полуприцепные средства. Прицепы-шасси одно-, двух- и трехосные предназначены для перевозки цистерн, сварочного и другого оборудования. Прицепы-роспуски — для перевозки труб, проката, бревен и других длинномерных материалов длиной от 6 до 30 м. Прицепы-тяжеловозы (трайлеры) — для перевозки крупногабаритных тяжелых грузов и строительных машин и т. д.
|
|
Грузоподъемность бортовых автомашин — от 8 до 12 т, повышенной проходимости — до 20 т, автомобилей-тягачей — до 30 т, самосвалов — от 2,3 до 75 т, прицепов — от 1 до 23 т, трайлеров — от 18 до 120 т, панелевозов — от 7 до 21 т, фермовозов — от 10 до 30 т.
Скорость передвижения гусеничных тракторов общего и промышленного назначения — до 12 км/ч, колесных — до 40 км/ч. Тракторы обычно агрегируют с трайлерами, землевозами или используют в качестве буксирочного средства.
При монтаже с транспортных средств применяется челночная перевозка, когда один седельный тягач работает последовательно с тремя полуприцепами. При этом исключается простой под погрузкой и разгрузкой и затрачивается только время (5-7 мин) на прицепку и отцепку полуприцепов.
Железнодорожный транспорт применяют для внешних и внутренних перевозок. Желательно так организовать работы, чтобы груженые вагоны подавались прямо под крюк монтажного крана.
Погруженные на подвижной состав элементы конструкций с учетом упаковки и крепления не должны выходить за пределы габаритов погрузки. Конструкции, выходящие за пределы погрузки, считаются негабаритными грузами с подразделением на пять степеней негабаритов. Перевозка грузов высших степеней негабаритности связана со значительными трудностями, высокой стоимостью и допускается только в исключительных случаях. Длинномерные элементы перевозят на сцепах из двух-трех платформ с опиранием груза соответственно на две или одну платформу.
Широко применяются также специальные вагоны: цистерны, цементовозы, самоопрокидные думпкары, саморазгружающиеся вагоны (хоперы и гондолы), многоосные вагоны для перевозки длинномерных и тяжелых грузов и т. п.