Жиль Делез (1925-1995)

Французский философ, профессор Парижского университета.

Основные работы: «Эмпиризм и субъективизм» (1952), «Ницше и философия» (1962), «Критическая философия Канта» (1963), «Марсель Пруст и знаки» (1964), «Бергсонианство» (1966), «Различие и повторение» (1968), «Логика смысла» (1969), «Кино 1. Образ-движение» (1983), «Кино 2. Образ-время» (1985), «Вспоминая Фуко» (1986), «Критика и клиника» (1993). Совместно с Феликсом Гваттари (1930-1992), французским философом и психоаналитиком, созданы: «Капитализм и шизофрения» в двух томах (т. 1 «Анти-Эдип» (1972), т. 2 «Тысячи плато» (1980)), «Кафка» (1975), «Ризома» (1976), «Что такое философия?» (1990).

Сферы интереса – история философии и философия культуры. Делез полагает, что исходным для философии является принцип субъективности, который заложен не в cogito – «я мыслю», а в многослойном опыте. Понятие возможного, чистого опыта отодвигается на задний план, на передний план выходит понятие действительного, реально имеющегося и фактически протекающего опыта.

Для того, чтобы утвердить свои центральные идеи множественности, повторения и различия, Делез использует историю философии. Он считает, что история философии – это формулировка вопросов в текстах, на которые авторы стремятся ответить, а не реконструкция того или иного учения. «История философии должна играть роль, во многом аналогичную роли коллажа в живописи», - пишет Делез.

Понятия «различие» и «повторение» заняли место тождества и противоречия, в чем проявляется антигегельянская тенденция философии Делеза. По его мнению, главенство тождества предопределяет собой мир представления, а философия представления подчинена принципу тождества. Неизвестное в такой философии – это всего лишь непризнанное известное, а различие располагается за ее пределами. Однако в современной культуре наблюдается утрата тождества, крушение представления, так как современный мир – это мир симулякров, в котором все тождества симулированы и являются проявлением более глубокой игры различия и повторения.

Понятие «симулякр» меняет свое значение, исходящее из европейской традиции (от Платона), переставая быть негативным. Ранее симуляция – это лишь бледное подобие образца, оригинала. В современной философии понятие «симулякр» выдвигается в центр, как неподдающееся унификации, так как главным в симулякре является различие. Делез выступает против подведения многообразия под Единство: реальные вещи и события мира не могут быть лишь слабыми копиями идеальных прообразов. Отвергается примат оригинала над копией, образца над образом.

Для замены классических теорий субъекта Делез вводит понятие «номадических сингулярностей» (кочующих единичностей). «Номадическое мышление» строится на произвольном растекании номад, на нелинейном способе организации целостности, на отказе от жесткой структуры организации бытия. Номадическое мышление противостоит философии представления и выступает против субъектно-репрезентативной схемы в философии.

Важным моментом является отношение к ценностям, которые, по мнению Делеза, не могут быть объективно либо субъективно общими. Поэтому необходима плюралистическая интерпретация, учитывающая многообразие и подвижность жизни. В основании многообразия всех жизнеконституирующих процессов лежит повторение, которое является ключом к пониманию различия. Повторение – это не возврат к тому же самому, это производство различий.

Если западная философия пыталась свести доиндивидуальные и безличные единичности к идеям Бога, Субъекта, Бытия, формирующим неизменные структуры, то номадические сингулярности освобождены от всех концептуализаций и лишены характеристик, создаваемых бинарными оппозициями. Они занимают место посередине между «бездной» эмпиризма и «небесами» рационализма и располагаются на поверхности. Благодаря этому они избегают определения, как со стороны идей, так и со стороны тел.

Все понятия культуры распределяются между двумя противостоящими способами мышления: шизофренией, определяющей «бездну» тел, и паранойей, создающей единство сферы идей. Можно отметить, что в современной культуре свободные потоки сингулярностей, производимые «машиной желаний», постоянно ограничиваются («территориализируются») в рамках поля субъекта. Это приводит к тому, что современный человек болен нигилизмом. Вместе с тем к концу XX в. человек болен также и пассивной шизофренией, такой, которая подвергается медикаментозному лечению. Свою задачу Делез и Гваттари видят в раскрепощении мира желаний, «детеатрализации» бессознательного и превращении шизофрении из пассивной в активную. Для этого необходим «шизоанализ» - «детерриториализация» потоков сингулярностей и освобождение их из-под власти метафизики субъекта. Сама метафизика субъекта, или «государственная философия», основывается на понятиях паранойи, тождественности, истины и справедливости, которые структурируют области репрезентационного мышления (субъект, объект, понятия). Параноидальному мышлению противопоставляется мышление номадическое, сохраняющее различия и требующее отсутствия иерархии с единым центром – субъектом. Централизированный порядок разрушает свободная игра сил в пространстве номадических потоков на гладкой поверхности с возможностью движения в различных направлениях, означающей наличие множества вариантов развития.

Для создания такой гладкой поверхности мысли и нужен шизоанализ, основной задачей которого является освобождение потоков желания из-под власти параноидального структурирования. Это возможно для «машины желаний», производящей желания на микроуровне, противостоя большим социальным структурам, навязывающим желания и пытающимся интегрировать единичности в Единства.

Символом нового типа культуры является ризома – корневище, которая отражает множественность философии и культуры в целом.

Жиль Делез внес большой вклад в разработку постмодернистской философии, работая с такими понятиями, как различие и повторение, симулякр, введя понятия шизоанализ, ризома и многие другие, поспособствовав формированию современной постмодернистской парадигмы в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: