Единая государственная система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях

Система органов государственного управления Российской Федерации всех уровней и различных общественных организаций с имеющимися у них силами и средствами, а также комплексы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями или применением современных средств поражения, по защите населения, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций представляет собой Единую государственную систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

ЕГСЧС создана и функционирует как реализация государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Государственная политика в области ЧС) Российской Федерации, представляющей совокупность научно обоснованных теоретических положений, правовых и экономических норм, относящихся к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с целью защиты жизни и здоровья людей, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды, и организационных мер, предпринимаемых административно-управленческими, хозяйственными и общественными структурами для разработки долгосрочных целевых программ, планов мероприятий и их осуществления предназначенными для этого органами управления, силами и средствами.

Государственная политика в области ЧС основывается на концепции Единой государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, то есть системы взглядов, принципов и общих положений, определяющих на ограниченный период времени цели и конкретные задачи, замысел создания и структуру Единой государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, с целью организации защиты населения, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды в чрезвычайных ситуациях.

Организация РСЧС реализуется как комплекс взаимосвязанных мероприятий по созданию, функционированию и совершенствованию организационных структур Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, сил и средств этой системы, действующих в целях решения поставленных перед ней задач.

Федеральным органом исполнительной власти осуществляющим руководство и координацию работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций вызванных авариями, катастрофами, в том числе радиационными, стихийными бедствиями и применением противником средств поражения, проведения подводных работ особого назначения, а также координацию работ по мобилизационной подготовке народного хозяйства является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий - МЧС России.

В соответствующих субъектах образуются и постоянно функционируют территориальные, республиканские, местные (района, города, городского района, сельского населенного пункта), ведомственные, объектовые (объекта народного хозяйства) комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) во главе с председателем - заместителем главы администрации.

Российская Федерация по вопросам, которые находятся в ведении МЧС России, разделена на несколько регионов (в том числе город Москва - отдельный регион), в которых созданы региональные Центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и штабы гражданской обороны.

Гражданская оборона (ГО) - это система оборонных, инженерно-технических и организационных мероприятий, осуществляемых в целях защиты гражданского населения и объектов народного хозяйства от опасностей, возникающих при военных действиях и является составной частью общегосударственных оборонных мероприятий страны.

Необходимо учитывать, что большинство мероприятий ГО проводятся или подготавливаются в мирное время, поэтому структуры ГО функционируют постоянно, являясь частью МЧС России.

Штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям является структурным подразделением органа исполнительной власти, республики в составе Российской Федерации, края, области, автономного образования и местного административно-территориального образования, предназначенным для повседневного управления и контроля за выполнением мероприятий по гражданской обороне, предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовностью к действиям при их возникновении, а также для организации ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории в пределах своей компетенции.

В составе МЧС России имеются воинские формирования войск гражданской обороны и других подразделений; в составе центрального аппарата МЧС России и других, в том числе территориальных, органах управления вводятся должности генералов, офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной и срочной службы.

Особенностью гражданской обороны в Российской Федерации является то, что начальниками ГО соответствующего уровня является руководитель; начальником ГО страны - Председатель правительства (премьер-министр); субъекта федерации - Президент республики, глава администрации, мэр; города, района, городского района (округа) - глава администрации, мэр и т.д.; объекта народного хозяйства - директор, другой руководитель (вне зависимости от форм собственности и принадлежности).

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенными Федеративным Законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера" являются:

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждения ЧС и повышение устойчивости функционирования объектов народного хозяйства (экономики) в ЧС;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

- подготовка населения к действиям в ЧС;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц непосредственно участвующих в их ликвидации;

- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий в их ликвидации.

В целом задачи системы можно свести к трем основным понятиям:

1. Предупреждение;

2. Защита;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: