Понятие о росте и развитии детского организма

Понятие о росте и развитии организмов является од­ним из фундаментальных понятий в биологии. Под терми­ном рост в настоящее время понимается увеличение дли­ны, объема и массы тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток и количества составляющих их органических молекул, т. е. количественные изменения.

Под развитием понимаются качественные изменения в детском организме, заключающиеся в усложнении его организации, т. е. в усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложнении их взаимоотношений и про­цессов их регуляции.

Рост и развитие ребенка, т. е. количественные и каче­ственные изменения, тесно взаимосвязаны и обуслов­ливают друг друга. Постепенные количественные измене­ния, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качественных особен­ностей. Например, формирование двигательных функций ребенка связано с созреванием нервно-мышечного аппа­рата, обеспечивающего осуществление этих функций: с увеличением мышечной массы и изменением свойств мы­шечной ткани, улучшением проведения нервных импуль­сов по нервным волокнам от центральных структур голов­ного мозга к мышцам и от мышц к головному мозгу, увеличением количества межклеточных связей в подкорковых нервных структурах и коре головного мозга, с ростом чис­ла связей между отдельными зонами коры головного моз­га, участвующими в осуществлении двигательных функций. Так, медленные количественные изменения приводят к тому, что движения годовалого ребенка в отличие от новорожденного приобретают выраженный условно-реф­лекторный характер, в то время как автоматические дви­жения новорожденного обеспечиваются врожденными, без­условно-рефлекторными нервными механизмами.

Качественное совершенствование двигательных функ­ций ребенка, в свою очередь, способствует количествен­ному морфофункциональному созреванию мозговых струк­тур, так как вследствие увеличения двигательной актив­ности ребенка более интенсивно идет формирование новых межклеточных и межзональных связей в подкорковых и корковых образованиях головного мозга.

Подобных примеров можно было бы привести бесчис­ленное множество. Все они являются иллюстрацией объ­ективности законов материалистической диалектики, и в частности открытого К. Марксом и Ф. Энгельсом закона перехода количественных изменений в качественные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: