Понятие об онтогенезе

Термин онтогенез (от греч. онтос — сущее и генезис — происхождение) был введен в биологию известным немец­ким естествоиспытателем XIX в. Э. Геккелем. В настоящее время этим термином обозначают весь период индиви­дуального развития живого существа от момента оплодот­ворения яйцеклетки до естественного окончания индиви­дуальной жизни.

В онтогенезе выделяют два относительно самостоя­тельных этапа развития: пренатальный и постнатальный. Первый начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка, второй — от момента рождения до смерти человека. Следовательно, смерть является лишь одним из моментов жизни и представляет собой длитель­ный процесс ее отрицания. Ф. Энгельс писал: «Уже и теперь не считают научной ту физиологию, которая- не рассматривает смерть как существенный момент жизни... которая не понимает, что отрицание жизни по существу со­держится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заклю­чающимся в ней постоянно в зародыше,— смертью. Диалектическое понимание жизни именно к этому и сво­дится».

Таким образом, истинное рождение человека происхо­дит в момент зачатия, появление же новорожденного зна­менует лишь окончание первого этапа развития — пренатального, длящегося в среднем 280 дней. С появлением ребенка на свет развитие продолжается в течение всего постнатального этапа, в котором, в свою очередь, можно выделить ранний, зрелый и заключительный (период ста­рения) этапы развития.

Только что родившийся человек отличается от взрос­лого рядом качественных особенностей и не представляет собой его простую уменьшенную копию. И хотя новорож­денный обладает всем необходимым набором морфологи­ческих и функциональных свойств, обеспечивающих ему выживание в определенных, наследственно запрограм­мированных условиях окружающей среды, его физиологи­ческие возможности далеко не соответствуют функцио­нальной активности взрослого организма.

Время, в течение которого развивающийся ребенок достигает функционального уровня взрослого, если учиты­вать основные физиологические показатели организма человека (функционирование систем крови, крово­обращения, пищеварения, нервной и т. д.),составляет 16— 20 лет. Так, например, только к 20-ти годам у человека за­канчивается формирование эндокринной и нервной систем.

Для педагогов особо интересным является именно этот этап онтогенеза человека (от рождения до 18—20 лет), так как функциональные особенности детского организма делают его наиболее чувствительным к педагогическим воздействиям и именно в этот период происходит наиболее интенсивное физическое развитие и формирование психи­ки человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: