Раздел 3. Специальные вопросы МТО для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Тема 1. Технические средства для выполнения двигательных действий в АФК, их характеристика. Общая характеристика технических средств в АФК, виды и разновидности. Технические средства для соревновательной и физкультурно – оздоровительной деятельности. Технические средства для выполнения внесоревновательной деятельности. Анализ конкретных ситуаций в обеспечениитехническими средствами спортивных сооружений для людей с ограниченными возможностями здоровья (составление плана закупок для спортивного зала, бассейна и т.д. по указанию руководителя организации.)

Тема 2. Технические средства для выполнения действий в положении сидя и средства протезной техники для занятий физической культурой и спортом. Характеристика технических средств для выполнения действий в положении сидя, виды и разновидности. Протезная техника для физкультурно-оздоровительной работы. Протезная техника для спортивной деятельности. Частное ознакомление с протезами для рук, протезами для ног, другими протезами.Групповая дискуссия по обеспечению занятий в тренажерном зале с использованием протезной техники и без нее для людей с ограниченными возможностями здоровья

Тема 3. Материально-техническое обеспечение АФК для лиц с нарушениями зрения. Историческая справка о развитии МТО для лиц с нарушениями зрения. МТО для лиц с депривацией зрения. МТО для незрячих. Особенности технического обеспечения для детей с нарушениями зрения. Групповая дискуссия по вопросу обеспечения подвижных игр для детей с депривацией зрения (в детском саду, в школе). Тема 4.Материально-техническое обеспечение АФК в спорте высших достижений Классификация «перемещающих» технических средств в спорте. Классификация «обеспечивающих» технических средств в спорте. Устройство технических средств после ампутации верхних и нижних конечностей. Классификация «фиксирующих» технических средств в спорте. Устройство гоночных колясок и санок, «хандициклов». Варианты адаптации «обычных» технических средств для тренировки людей с ограниченными возможностями в спорте высших достижений. Деловые и ролевые игры в материальном обеспечении различных соревнований, в том числе, для людей с ограниченными возможностями.

5. Образовательные технологии. Программа учебной дисциплины предполагает теоретическую и практическую подготовку студентов, в результате которых студент должен иметь знания и практические навыки в организации материально-технического обеспечения. Для проведения лекционных занятий используются компьютерные презентации теоретических аспектов дисциплины, видеоматериалы различных объектов спорта, наглядно иллюстрируются практические возможности технического обеспечения спортивных сооружений. Целью лекционных занятий является изучение базовых теоретических основ организации материально-технического обеспечения. На практических занятиях (семинарах) рассматриваются вопросы материального и технического обеспечения в конкретных ситуациях (подготовка к определенным соревнованиям, мероприятиям физкультурно-спортивной деятельности). В процессе проведения практических занятий студентам предлагается решать ситуационные и проблемные задачи, для чего используются игровые и неигровые интерактивные формы обучения. В игровых применяются деловая учебная и ролевые игры в организации материально-технического обеспечения различных по направленности, месту проведения и масштабу спортивных и спортивно-зрелищных мероприятий; в неигровых – анализ конкретных ситуаций и групповые дискуссии. Согласно ролевых обязанностей уделяется внимание разработке различной документации: приказов, планов, договоров и т.д. Во время самостоятельной работы проводится расчет технических средств для решения конкретных задач по МТО, организуются экскурсии с целью ознакомления с техническим обеспечением спортивных объектов, протезной техникой, тренажерами и т.д.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Рефераты рекомендуется выполнять в электронном виде. Темы рефератов распределяются между студентами таким образом, чтобы охватить все разделы дисциплины. Реферат является обязательным и служит допуском к зачету.

Примерная тематика рефератов:

1. Структура МТО адаптивной физической культуры, как составной части МТО физической культуры и спорта.

2. Характеристика объектов спорта и спортивных сооружений.

3. Спортивные залы, как объекты МТО адаптивной физической культуры.

4. Спортивные площадки, как объекты МТО адаптивной физической культуры.

5. Бассейны, как объекты МТО адаптивной физической культуры.

6.Техническое обеспечение объектов физической культуры и спорта в адаптивной физической культуре.

7. Характеристика технических средств.

8. Виды и разновидности тренажеров.

9. Тренировочные устройства в адаптивной физической культуре.

10. Основы строительства открытых спортивных сооружений.

11. Технические средства для выполнения двигательных действий в положении сидя.

12. Средства протезной техники для занятий физической культурой и спортом.

13. Требования санитарных норм по содержанию объектов спорта.

14. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры лиц с нарушением зрения.

Примерный перечень контрольных вопросов и заданий к самостоятельной работе по всему курсу «Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры».

1. Определение МТО АФК, как составной части МТО ФК и С.

2. Структура МТО АФК.

3. Определение объектов спорта.

4. Определение спортивного сооружения

5. Классификация объектов спорта.

6. Что подразумевается под понятием «Техническое обеспечение спортивного сооружения».

7. Понятие технического средства.

8. Понятие тренировочного устройства.

9. Понятие тренажера.

10. Виды и разновидности технических средств.

11. Отличительные особенности технических средств, тренировочных устройств и тренажеров.

12. Классификация средств, используемых для оснащения спортивных сооружений для работы с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

13. Перечислите, что относится к техническим средствам, позволяющим осуществлять соревновательную (тренировочную) деятельность.

14. Перечислите, что относится к техническим средствам, позволяющим осуществлять вне - соревновательную деятельность.

15. Классификация тренажеров.

16. Перечислите тренажеры силовой направленности.

17. Перечислите тренажеры аэробной направленности.

18. Что подразумевается под интерактивными тренажерами.

19. Способы воздействия тренажеров на занимающихся.

20. Определение технических средств для выполнения двигательных действий в положении сидя.

21. Классификация технических средств для выполнения двигательных действий в положении сидя.

22. Что такое «перемещающие» технические средства.

23. Классификация «перемещающих» технических средств.

24. Перечислите «перемещающие» технические средства, в которых движение осуществляется:

а) за счет мышечных усилий человека;

б) за счет внешних сил.

25. Классификация «обеспечивающих» технических средств.

26. Классификация «фиксирующих» технических средств.

27. Устройство гоночных колясок.

28. Устройство гоночных санок.

29. Что такое «хандицикл».

30. Характеристика технических средств для занятий физической культурой и спортом после ампутации:

а) верхних конечностей

б) нижних конечностей.

31. Средства МТО детей с депривацией зрения.

32. Офтальмо-гигиенические и санитарно-гигиенические требования к организации АФК в коррекционных образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения.

33. Средства для обеспечения успешного освоения незрячими детьми различных видов физкультурно-спортивной деятельности.

34. Устройство и оборудование зала спортивной гимнастики.

35. Устройство и оборудование зала борьбы.

36. Устройство и оборудование зала для настольного тенниса.

37. Устройство и оборудование зала для игры в шоу-даун.

38. Устройство и оборудование зала (площадок) для спортивных игр. (бадминтон, баскетбол, волейбол, баскетбол на колясках, волейбол сидя и т.д.).

39. Устройство и оборудование зала для общефизической подготовки.

40. Устройство и оборудование тренажерного зала.

41. Основные мероприятия по устройству залов для физкультурно-оздоровительной работы с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (варианты).

42. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных (физкультурно-оздоровительных) учреждениях. (Общие требования санитарно-эпидемиологических правил и нормативов).

43. Санитарно-гигиенические требования к:

а) размещению учреждения;

б) участку;

в) зданию;

г) оборудованию помещений;

д) воздушно-тепловому режиму;

е) освещению;

ж) водоснабжению и канализации.

Примерный перечень контрольных заданий и вопросов к зачету: 1. Структура МТО адаптивной физической культуры, как составной части МТО физической культуры и спорта.

2. Характеристика объектов спорта и спортивных сооружений.

3.Спортивные залы, как объекты МТО адаптивной физической культуры. 4.Спортивные площадки, как объекты МТО адаптивной физической культуры.

5. Бассейны, как объекты МТО адаптивной физической культуры.

6. Техническое обеспечение объектов физической культуры и спорта в адаптивной физической культуре.

7. Характеристика технических средств.

8. Виды и разновидности тренажеров.

9. Тренировочные устройства в адаптивной физической культуре.

10. Основы строительства открытых спортивных сооружений.

11. Технические средства для выполнения двигательных действий в положении сидя.

12. Средства протезной техники для занятий физической культурой и спортом. 13. Требования санитарных норм по содержанию объектов спорта.

14. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры лиц с нарушением зрения.

15. Определение МТО АФК, как составной части МТО ФК и С.

16. Дайте определение объектов спорта.

17. Дайте определение спортивного сооружения.

18. Классификация объектов спорта.

19. Что подразумевается под понятием «Техническое обеспечение спортивного сооружения».

20. Понятие технического средства.

21. Понятие тренировочного устройства.

22. Понятие тренажера.

23. Виды и разновидности технических средств.

24.Основные отличительные особенности технических средств, тренировочных устройств и тренажеров.

25. Классификация средств, используемых для оснащения спортивных сооружений для работы с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

26. Перечислите, что относится к техническим средствам, позволяющим осуществлять соревновательную (тренировочную) деятельность.

27. Перечислите, что относится к техническим средствам, позволяющим осуществлять вне соревновательную деятельность.

28. Классификация тренажеров.

29. Перечислите тренажеры силовой направленности.

30. Перечислите тренажеры аэробной направленности.

31. Что подразумевается под интерактивными тренажерами.

32. Способы воздействия тренажеров на занимающихся.

33. Определение технических средств для выполнения двигательных действий в положении сидя.

34. Классификация технических средств для выполнения двигательных действий в положении сидя.

35. Что такое «перемещающие» технические средства.

36. Классы «перемещающих» технических средств.

37. Перечислите «перемещающие» технические средства, в которых движение осуществляется:

а) за счет мышечных усилий человека;

б) за счет внешних сил.

38. Классификация «обеспечивающих» технических средств.

39. Классификация «фиксирующих» технических средств.

40. Устройство гоночных колясок.

41. Устройство гоночных санок.

42. Понятие «хандицикла».

43. Характеристика технических средств для занятий физической культурой и спортом после ампутации:

а) верхних конечностей

б) нижних конечностей.

44. Средства МТО детей с депривацией зрения.

45. Офтальмо-гигиенические и санитарно-гигиенические требования к организации АФК в коррекционных образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения.

46.Средства для обеспечения успешного освоения незрячими детьми различных видов физкультурно-спортивной деятельности.

47. Устройство и оборудование зала спортивной гимнастики.

48. Устройство и оборудование зала борьбы.

49. Устройство и оборудование зала для настольного тенниса.

50. Устройство и оборудование зала для игры в шоу-даун.

51. Устройство и оборудование зала (площадок) для спортивных игр. (бадминтон, баскетбол, волейбол, баскетбол на колясках, волейбол сидя – по назначению преподавателя).

52. Устройство и оборудование зала для общефизической подготовки.

53. Устройство и оборудование тренажерного зала.

54. Основные мероприятия по устройству залов для физкультурно-оздоровительной работы с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (варианты). 55.Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных (физкультурно-оздоровительных) и коррекционных учреждениях. (Общие требования санитарно-эпидемиологических правил и нормативов).

Согласно Закону о ФК и СК в настоящее время изменился ряд теоретических положений и понятий. Говоря о социально-экономической сути МТО мы должны затронуть ближайшее прошлое… В понятийном смысле МТО идентично ранее употребляемому термину МТБ - материально-технической базе (МТБ) ФК и С. К ней относились физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения (ФО и СС), предприятия, изготавливающие спортивные товары, инвентарь и другое спортивное имущество, находящееся в распоряжении хозяйственных, профсоюзных, физкультурных и прочих организаций или в соб­ственности отдельных граждан. Сеть ФО и СС представляла собой систему, включающую три основные подсистемы: сооружения в местах при­ложения труда (в учреждениях, на фабриках, за­водах и т.д.); сооружения в различных видах об­щественного обслуживания (в детских учреждениях, учебных заведениях, учреждениях отдыха и культурно-просветительной направленности и др.); самостоятельные ФО и СС. Данная система ФО и СС имела весьма сложную структуру. Она представлена сооружениями, соответственно отли­чающимися друг от друга. Так, спортивные поля и площадки, залы, бассейны различаются между собой в десятки раз по стоимости, занимаемой территории, пропускной способности. Различна и ведомственная подчиненность объектов. Темпы развития сети ФО и СС за последние годы существенно снизились. Сложившаяся в Рос­сийской Федерации сеть ФО и СС характеризу­ется не только недостаточным количеством: в ряде случаев многие ФО и СС не отвечают техничес­ким и санитарно-гигиеническим требованиям, неравномерно размещены по России. Среднего­довой прирост числа спортзалов по сравнению с предыдущим десятилетием сократился в 1,6 раза, значительно меньше со­здано и плоскостных ФО и СС. На 869 единиц ра­ботает меньше лыжных баз. Стабильно (из груп­пы основных) из года в год в течение всех лет уве­личивалось только количество плавательных бас­сейнов. По имеющимся оценкам, обеспеченность населения ФО и СС сегодня более чем втрое ниже необходимого уровня. При этом сеть ФО и СС сильно дифференцирована по регионам России. Ранее уровень обеспеченности населения ФО и СС рассчитывался на основе отдельных строи­тельных норм и правил (СН и П) и ведомственных строительных норм (ВСН), регламентирующих в те годы строительство ФО и СС для различных групп населения

С учетом изложенного в целом по России на 1 января 2000 г. обеспеченность населения составляла 21,2% (по видам ФО и СС). Так. Республика Бурятия только на 24% обеспечена спортивными залами и на 1,5% — крытыми бассейнами. а в Омской области обеспеченность залами — 54,3%, бассейнами — 6,6%. Большие различия и в обес­печении ФО и СС городского и сельского населения. Так, по обслуживающей способности населения город опережает село в Северном и Уральском регионах в 9 раз, в Волго-Вятском в 24 раза. В настоящее время прослеживается положительная динамика по увеличению количества спортивных сооружений, развития МТО ФК и С в целом. Речь об этом пойдет на дальнейших теоретических занятиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: