Юность (12 – 19 лет): эго-идентичность - ролевое смешение

В этом возрасте подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде. Новый психосоциальный параметр, появляющийся в юности, на положительном полюсе, предстает в виде эго-идентичности, на отрицательном полюсе — в виде ролевого смешения. Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты, девушки-скауты, хористы и т. д.) и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание как прошлого, так и будущего. Основ­ой упор делается на эго и на то, как на него влияет общество, в особенности группы сверстников. Следовательно, в эго-идентичности можно определить выделить следующие элементы. Во-первых, молодые люди и девушки должны постоянно воспринимать себя «внутренне тождественными самим себе». В этом случае у индивидуума должен сформироваться образ себя, сложившийся в прошлом и смыкающийся с будущим. Во-вторых, значимые другие люди тоже должны принимать данную целостность. В-третьих, молодые люди должны достичь уверенности в том, что внутренние и внешнее планы этой целостности согласуются между собой. Их восприятие себя должно подтверждаться опытом межличностного общения посредством обратной связи.

Диффузия идеалов (ролевое смешение) является следствием того, что индивидуум может принять ценности и идеологию, носителями которой выступают родители церковь и другие источники авторитета. Индивидуум, страдающий от расшатанности своей идентичности, никогда не пересматривает своих прошлых представлений о себе и о мире, так же как и не приходит к решению, которое ведет к широкому и, возможно, более «подходящему» взгляду на жизнь.

Основа для благополучной юности и достижения интегрированной идентичности закладывается в детстве. Однако за пределами того, что подростки выносят из своего детства, развитие личной идентичности происходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми они себя идентифицируют. Например, Э. Эриксон обращал внимание на то, как чрезмерная идентификацияс популярными героями (кинозвездами, суператлетами, рок-музыкантами) представителями контркультуры (революционные лидеры, «скинхеды», делинквентные личности) вырывают «расцветающую идентичность» из ее соци­ального окружения, тем самым подавляя личность и ограничивая растущую иден­тичность. Кроме того, поиск идентичности может быть более трудным процессом для определенных групп людей. Например, молодой женщине труднее достичь ясного ощущения идентичности в обществе, которое рассматривает женщин как людей «второго сорта».

Уязвимость подростков для стрессов, сопровождающих резкие социальные, политические и технологические изменения, Э. Эриксон рассматривает как фактор, который также может серьезно мешать развитию идентичности. Подобные измене­ния, в совокупности с современным информационным взрывом способствуют воз­никновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром. Они представляют угрозу и для многих традиционных и привычных ценностей, кото­рые подростки усвоили еще в детстве.

Неспособность юных достичь личной идентичности приводит к тому, что Э. Эриксон назвал кризисом идентичности. Кризис идентичности, или ролевое сме­шение, чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продол­жить образование. Многие подростки, страдающие от специфичного для этого возраста конфликта, испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности. Они ощущают свою неприспособленность, де­персонализацию, отчужденность и иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности - противоположной той, что настойчиво предлагают им родители и сверстники. Однако неудачи в достижении личной идентичности не обязательно обрекают подростка на нескончаемые поражения в жизни. Э. Эриксон подчер­кивал, что жизнь — это постоянные изменения. Благополучное разрешение проблем на одной жизненной стадии не дает гарантии, что они не появятся вновь на следующих стадиях или что не будет найдено новое решение старых проблем. Эго-идентичность — это борьба «на всю жизнь».

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — это верность. Э. Эриксон использует термин верность в значении способности подростка быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей. Верность — краеугольный камень идентичности, она представляет собой способность юных принимать и придерживаться морали, этики и идеологии общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: