Короткое, но емкое определение организационной или корпоративной культуры состоит в том, что «это способ создавать ценности». Хороший или плохой, но это социальный клей, который удерживает единство фирмы или, в некоторых случаях, разрывает ее на части. Это повседневная среда, которую наблюдают и чувствуют те, кто работает в ней. Без ее поддержки большинство попыток что-то предпринять обречены с самого начала. Культуры некоторых фирм принимают изменения, способствуют новшествам и рискованным проектам. Культуры других — ненавидят изменения и неопределенность и не хотят, чтобы кто-нибудь раскачивал лодку, пробуя неиспытанные идеи. Действительно нездоровой является культура, при которой фирма испытывает проблемы, а ее культура не позволяет ей принять помощь. В реальности такие организации болеют и умирают.
Что должна делать организационная культура с ИС? Многие организационные культуры держат оборону из-за обоснованных опасений, связанных с информационными системами. Как результат — культура чувствует необходимость защищать себя. Любое изменение в ИС заставляет людей вести себя иначе, таким образом, который в некотором отношении идет вразрез со сложившимися нормами данной культуры. Практически всегда попытки осуществить такие изменения систем встречают большое сопротивление. Кроме того, новая информационная система может потребовать делиться информацией между группами, и очень может быть, что эти группы не доверяют друг другу. Некоторые могут даже чувствовать, что информация будет использована против них. Кроме того, некоторым менеджерам не нужна система, которая увеличивает их ответственность. Она лишает их возможности сказать: «У меня не было информации, и я не мог принять правильное решение».
Разработчики информационных систем не могут значимо влиять на культурные нормы фирмы, но они могут сделать информационную систему более привлекательной для культуры и таким образом привлечь культуру на свою сторону. Лучший способ этого добиться — вовлечь пользователей системы в ее разработку и этим самым делать систему, которая работает так, как люди хотят, а не заставляет людей работать так, как ей надо. Если разработчики не будут иметь поддержки культуры и коллектива, они встанут перед каменной стеной и самая технологически совершенная информационная система будет отторгнута организацией.






