Качество негативного изображения

Результатом процессов съемки и лабораторной обработки фотоматериала является негативное фотографическое изображение. Его параметры зависят от того, насколько точно были выдержаны условия съемки и соблюдены режимы лабораторной обработки светочувствительного материала, что, в свою очередь, обусловливает и свойства будущего позитивного изображения. Поэтому перед позитивным процессом обязательны оценка качества негативного изображения, установление возможных причин его ухудшения и использование приемов устранения недостатков при печати снимков или дополнительной обработке негативов.

Наиболее точно качество негативов оценивают по результатам измерения сенситометрических характеристик изображения, сравнения их с оптимальными значениями. В практике фотографии качество негативов чаще оценивают субъективно (зрительно), сравнивая его фотографические характеристики с эталонными изображениями. Зрительная оценка эффективна лишь при большом опыте фотографа.

Изображение негатива оценивают по нескольким параметрам: резкости, плотности почернения, контрасту, фотографической вуали, зернистости.

Резкость изображения – ширина зоны перехода на смежных участках с разными плотностями почернений. По данному параметру различают резкие, нерезкие и смазанные негативы. На резких негативах детали по всему полю изображения должны быть четкими. При недостаточной резкости контуры деталей размыты. Недостаточная резкость изображения может быть следствием неточного наведения на резкость, неисправности фокусирующего устройства, недостаточной глубины резкости, смещения фотоаппарата при съемке, недостаточно короткой выдержки при съемке движущихся объектов. Резкость изображения оценивают перед позитивной печатью, исключая из этого процесса нерезкие негативы.

Оптическая плотность – степень почернения фотографического слоя в результате образования металлического серебра. Оценивают общую плотность изображения и плотность передержанных, соответствующих наиболее ярким участкам объекта («светам»), и недодержанных (теневых) участков, проработку в них деталей.

По общей плотности различают негативы очень плотные, плотные, нормальные, тонкие и очень тонкие. Плотные и очень плотные негативы выглядят излишне темными, пропуская мало света как на участках «светов», так и теней. Подобные негативы являются следствием передержки, перепроявления, а иногда и того, и другого вместе. Нормальные негативы обладают умеренной общей плотностью и имеют хорошую различаемость деталей в «светах» и тенях. Тонкие и очень тонкие (слабые) негативы имеют небольшие плотности, выглядят излишне светлыми даже на участках, соответствующих максимальным освещенностям. Они представляют результат недодержки, недопроявления или совокупность этих факторов, либо передержки и недопроявления.

Контраст – разность между максимальной и минимальной плотностями на изображении. По общему контрасту различают вялые, мягкие, н ормальные и контрастные негативы.

Вялые негативы имеют невысокое различие между максимальными и минимальными плотностями почернений. Такие негативы являются результатом недодержки и недопроявления, передержки и перепроявления.

У мягких негативов несколько больший, но еще не достаточный контраст. Изображение выглядит однотонным, хотя детали его проработаны как в «светах», так и тенях, хотя и плохо различимы из-за незначительного контраста. В «светах» плотности не высоки вследствие частичной недодержки, недопроявления, передержки и недопроявления.

Нормальный негатив характеризуют не очень плотные, но хорошо проработанные «света», не очень прозрачные и достаточно детализированные тени, общий контраст близок к контрасту объекта с большой градацией полутонов.

У контрастного негатива очень большое различие между «светами» и тенями и малое число полутонов. В «светах» и тенях детали, как правило, отсутствуют: «света забиты», а тени прозрачны. Причиной получения таких изображений является недодержка и перепроявление либо использование при съемке контрастных фотоматериалов.

Фотографическая вуаль характеризует плотности почернения, образовавшиеся в процессе проявления, на участках изображения, на которые не попадал свет. При невысоком уровне она на изображении малозаметна. Различают негативы незавуалированные, с малой величиной вуали и завуалированные. Повышенная вуаль является результатом перепроявления, увеличения температуры раствора, обработки в истощенных растворах, следствием длительного хранения фотоматериала.

Зернистость изображения – это кажущаяся неоднородность структуры почернения равномерно экспонированного и проявленного участка фотослоя. Выявляется при увеличении изображения в 10 и более раз, оценивается преимущественно по результатам проекционной печати.

Основная задача, решаемая фотографом в процессе съемки и обработки фотоматериала – это получение оптимального по качеству негативного изображения. Качество изображения определяют экспозиция и время проявления светочувствительного материала. С изменением данных условий качество изображения ухудшается, и важно установить, в результате каких причин это происходит. Причину ухудшения качества проще понять, если при получении негатива один из названных параметров был неизменным; сложнее – если изменялись оба параметра.

При соблюдении рекомендуемого времени проявления возможны три варианта экспозиции:

недодержка, при которой плотности появляются только на экспонированных участках, соответствующих максимальным яркостям объекта. Общая плотность негатива невысока – «тени» совершенно прозрачны, без деталей; «света» недостаточно плотные, полутонов мало. Изображение малоконтрастное, резкое, а вуаль отсутствует;

оптимальная экспозиция дает нормальный по плотности негатив, у которого теневые участки имеют невысокие плотности с хорошо проработанными деталями и не слишком плотные «света» с различающимися деталями. Изображение отличается большим количеством полутонов, невысокой вуалью, малой зернистостью и высокой резкостью;

передержка, при которой плотности почернений нарастают одинаково быстро на участках «теней» и «светов». С увеличением экспозиции плотности «светов» достигают своего максимального значения, а при значительных передержках плотности «теней» почти не отличаются от плотности «светов». Контраст изображения снижается, резкость ухудшается, однако вуаль отсутствует, не изменяется и величина зерна.

При оптимальной экспозиции изменение времени проявления дает:

– н едопроявление, когда плотности почернений не успевают достичь своего максимального значения. Общая плотность негатива мала, «света» имеют невысокую плотность, а «тени» прозрачны. Изображение малоконтрастное, вуаль отсутствует, зернистость не повышена;

нормальное проявление, при котором все параметры качества негатива достигают оптимальных значений;

перепроявление, в результате которого плотности на участках, получивших большее количество света, нарастают значительно быстрее, чем на мало экспонированных. Поэтому «света» имеют высокие плотности почти без деталей, а плотности теневых участков повышаются незначительно. Общая плотность, контраст, вуаль и зернистость на изображении повышены, а резкость ухудшена.

Несоблюдение оптимальных условий съемки и режима обработки фотоматериала резко ухудшает качество изображения негатива. В таких случаях могут быть получены недодержанные и недопроявленные, недодержанные и перепроявленные, передержанные и недопроявленные, передержанные и перепроявленные негативы. Анализируя их качество, учитывают влияние каждого из процессов на конечный результат.

Общая оценка негативного изображения слагается из отдельных оценок по перечисленным параметрам. В первую очередь оценивают общую его плотность, контраст, различимость деталей на участках «светов» и «теней». Сопоставляя данные, полученные при оценке, можно в известной мере определить качество негатива, установить ошибки, допущенные при съемке и лабораторной обработке фотоматериала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: