Тенденции развития организаций в постиндустриальную эпоху

Организация как социально-экономический феномен сопровождает человека на протяжении всей его истории – начиная с первобытной общины и заканчивая современными “виртуальными” организациями, связанными с так называемой “новой экономикой”, человек постоянно состоит в каких-либо организациях для обеспечения своего существования.

Если представить себе линию времени и выделить на ней известные стадии развития общества – доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную – можно увидеть, что каждой из этих стадий соответствовал свой особый тип организации.

Если, анализируя динамику изменений организации, использовать подход немецкого социолога Фердинанда Тенниса, предполагающий различать два типа социальности – “община” и “общество” то в развитии организации можно выделить следующие типы.

Доиндустриальная стадия общественного развития была характерна тем, что земля представляла собой экономическую основу общества. Отношения по поводу владения и использования земли составляли суть экономики. Основным типом экономической организации доиндустриальной эпохи была община. Типичным примером такой организации была феодальная крестьянская община. Общинная форма организации существовала многие столетия, и даже тысячелетия.

Новые формы организации появляются с средины ХIХ века. С развитием капиталистической конкуренции, поглощения одних фирм другими, накоплением богатства, необходимостью осуществления масштабных экономических проектов (в железнодорожной, металлургической и др. отраслях) возникают крупные компании, насчитывающие многие сотни, а иногда тысячи работников. Возникают организации типа “общество”. Организации типа “общество” представлены классическими пирамидальными структурами. В той или степени данные структуры были позаимствованы предпринимателями у тех организаций, которые и в доиндустриальную эпоху были достаточно крупными – у армии и церкви. Классическая пирамидальная, а если быть точнее классическая пятиугольная структура (в виде неправильного пятиугольника) сегодня характерна для множества российских организаций, начиная от государственных и муниципальных и кончая банковскими структурами.

В 80-е годы ХХ века, на Западе начинает складываться совершенно новая ситуация, которую принято называть началом постиндустриальной эпохи. Постиндустриальная стадия развития характерна тем, что знания, информация становится экономической основой общества. Это изменение повлекло за собой множество принципиально важных для жизни общества последствий. Впервые в истории человечества богатство стало описываться в нематериальных категориях. Известный отечественный специалист по теории постиндустриального общества В.Л. Иноземцев говорит в этом плане о том, что ценности данного типа общества создаются не трудом, а творчеством. И как нельзя мерить затратами труда стоимость картины или романа, так нельзя класть в основу оценки современного богатства компании затратный бухгалтерский метод.

Основным признаком современной постиндустриальной организации является превышение стоимости нематериальных активов над их материальными активами. Тенденцию к такому положению вещей можно наблюдать на многих западных компаниях. Брэнды крупных всемирно известных компаний стоят уже сейчас многие миллиарды долларов и по своей стоимости превышают все материальные активы, которые за ними стоят – цену земли, заводов, ценных бумаг, долей капитала в филиалах и т.п.

По данным британского Института защиты товарных знаков, за период с 1980-го по 2000 год в Великобритании и США отношение балансовой стоимости компаний к их рыночной стоимости уменьшилось в пять раз. Например, в Англии сейчас только 30 % рыночной стоимости компании отражается в балансе, все остальное приходиться на нематериальные активы: ноу-хау, деловую репутацию, патенты, организационную культуру.

Взаимодействие знаний и экономики на постиндустриальной стадии приобрело особый характер. Для современного общества важен уже не процесс реализации знаний, а непосредственно процесс их создания. Информация сама по себе способна сегодня порождать богатство.

В столь изменившейся внешней среде не мог не измениться и тип организации. Доминирующейформой организации вновь становиться община. Конечно, это уже не та община, которая определяла экономическую жизнь в доиндустриальном обществе. Сегодня никуда нельзя уйти от разделения труда, его высокой производительности. Но в целом фирмы становятся меньше по своим формальным размерам, отношения в них приобретают более неформальный характер.

Таким образом, помимо выше изложенного можно выделить ряд признаков характеризующих постиндустриальный тип организаций:

- уменьшение численности персонала в компаниях и их структурных подразделениях. Малые организационные формы не только становятся приоритетом в экономическом развитии, но и проникают в структуру крупных компаний;

- в силу вступают контрактные формы отношений, связывающие в единую цепь усилия множества фирм (малых и крупных), занятых отдельными участками работы;

- перенос акцента с централизации и интеграции на децентрализацию и самостоятельность небольших подразделений фирмы;

- участие в прибылях сотрудников организации. Во-первых, путем покупки ими акций компании, в которых они работают. Во-вторых, путем выплаты достаточно больших премиальных от прибыли компании, по результату их труда, и вклада в повышение эффективности производства (система бонусов);

- демократизация управления. Многочисленные модели демократизации управления фирмами могут быть с известным приближением сведены к двум основным типам: системе коллегиальных решений и системе автономизации (делегированием полномочий);

- образование малоуровневых структур управления. Вместо традиционных пирамидальных структур внутри подразделений начинают создаваться так называемые “холмообразные” структуры. Холмообразная структура управления характеризуется небольшим количеством уровней управления. В идеале их только два, но может быть и больше. Типичным примером такой холмообразной структуры может служить концерн BMW. В нем на сегодня 4-5 уровней управления – от исполнительного директора до рабочего.

- развитие организационных сетей (сетевых структур). В постиндустриальную эпоху особенного отчетливо проявляется тенденция к построению системы неформальных связей, без использования бюрократических процедур и инструментов. Сегодня личные связи между работниками фирмы и персоналом других предприятий – банков, бирж, транспортных, телекоммуникационных компаний – играют подчас большую роль. Значение организационных сетей очень велико для России и стран Азии. У таких объединений нет единого руководства, единой стратегии, но главное нет границ. Это одна из главных особенностей организационных сетей.

- интернационализация бизнеса и глобализация конкуренции. Однозначным последствием развития телекоммуникаций в последние годы стала глобализация бизнеса и конкуренции.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: