double arrow

Понятие об эффективности деятельности организации

Тема 6: ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИИ

1. Понятие об эффективности деятельности организации.

2. Виды организационной эффективности.

3. Критерии эффективности деятельности организации.

4. Подходы к оценке эффективности деятельности организации.

5. Показатели экономической эффективности деятельности организации.

6. Оценка эффективности управления организацией.

Понятие об эффективности деятельности организации

Содержание эффективности в иностранной литературе, как правило, выражается двумя ключевыми сроками efficiency и effectiveness.

Экономичность ( efficiency) является более узким понятием, которое характеризует внутреннюю работу организации, т.е. то количество ресурсов (сырья, работников и денежных средств), что используется для производства единицы продукции. Ее можно представить в виде отношения вход / выход. Если организация может достичь определенного уровня производительности с меньшими расходами ресурсов, чем другая организация, ее можно считать более экономичной.

Эффективность (effectiveness) – это более общий термин, который означает степень достижения организацией ее целей – оперативных или же стратегических. Эффективность более полно характеризует результаты работы, отображая не только экономичность производства продукции и услуг, но и характервзаимоотношений с внешней средой, который существенно влияет на развитие организации.

Иногда экономичность ведет к эффективности, тем не менее в некоторых организациях эти показатели не связаны между собой. Ведь организация может быть высокоэкономичной, но не достигать своих целей, если, например, выпускает продукцию, которая не пользуется спросом. Наоборот, организация может достигать своих целей относительно получения прибыли, но быть в тот же время неэкономичной относительно расходов ресурсов.

Эффективность более полно характеризует успешность работы, отображая не только экономичность производства продукции и услуг, а и характеристики взаимоотношений организации с внешней средой.

Таким образом, под организационной эффективностью понимают способность организации существовать и достигать определенных целей с наивыгоднейшим соотношением результатов и расходов.

Для того, чтобы понять методологию измерения и оценки эффективности организации, необходимо рассмотреть модели функционирования организации в системе рыночных отношений. В теории менеджмента выделяют четыре типа моделей организации предприятия.

Модель рациональной бюрократии (механистическая модель организации) рассматривает организацию как соединение главных производственных факторов (рабочей силы и средств производства), отдавая преимущество материальным факторам производства. Эффективность деятельности такой организации достигается оптимизацией структуры всего процесса производства и оценивается по экономическим показателям, которые определяются отношением изготовленной продукции к израсходованным ресурсам.

Социальная модель организации основывается на теории человеческих отношений, определяя основным фактором производительности человека, который самореализуется, а критерием успешности работы – развитие человеческих ресурсов организации. Эффективность такой организации характеризуется высоким уровнем использования трудовых ресурсов, удовлетворенностью условиями и содержанием работы, моральным климатом и т.п.

Обе указанные модели организации принадлежат к закрытым, так как сориентированы лишь на анализ сугубо внутренних факторов и условий функционирования организации и не учитывают влияние на эффективность внешней среды.

Третий тип модели рассматривает организацию как составную часть рынка в виде сложной иерархической системы, которая тесно взаимодействует с внешней средой. Эта модель предусматривает применение стратегического управления в условиях сложности и изменчивости.

Эффективность организации при таких условиях оценивается как системная деятельность, которая учитывает ее способность к саморегулированию и самоорганизации, а также достижение цели при изменении внешних условий и факторов. В центре внимания при оценивании эффективности оказываются ресурсы, которые поступают из внешней среды. Тем не менее не остаются в стороне и факторы внутренней среды организации, которые тесно связаны с внешними и также определяют уровень системной эффективности.

Основу четвертой модели составляет концепция заинтересованных групп – стейкхолдеров (stakeholder approach), согласно которой организации должны принимать во внимание разные интересы партнеров, круг которых может быть довольно широким. Стейкхолдером называют любую группу людей внутри и вне организации, которая делает ставку на ее работу, заинтересована в ее работе.

При этом предприятие рассматривается как общественная организация, в деятельности которой заинтересованы разные группы людей. При учете их интересов используется критерий стоимостной оценки услуг, которые предоставляет организация, в сравнении с ее ресурсными расходами.

Однако достичь эффективности не всегда легко, ведь разные люди имеют относительно организации различные ожидания. Потребителям нужны прежде всего высококачественные товары и услуги по разумным ценам, тогда как работников интересует главным образом достойная оплата и хорошие условия работы, а также получение удовлетворения от работы. При постановке целей и поиске путей повышения эффективности менеджеры должны тщательно придерживаться баланса между нуждами и интересами разных социальных групп.

Подход к эффективности организации с учетом стейкхолдеров предполагает поиск всех стейкхолдеров и выявление их ожиданий относительно организации. Установление всех групп стейкхолдеров позволяет точно оценить эффективность организации, особенно степень ее адаптированности к рыночным требованиям.

Основные группы стейкхолдеров и их ожидания относительно организации можно определить таким образом:

Ø владельцы и акционеры (прибыль, дивиденды);

Ø сотрудники (удовлетворение от работы, достойная оплата, контроль за состоянием организации);

Ø потребители (высококачественные товары и услуги, сопутствующие услуги и приемлемая цена);

Ø поставщики (удовлетворенность сотрудничеством, доход от продаж);

Ø общественность (гражданская позиция организации, ее взносы на общественные нужды);

Ø профсоюзы (заработная плата, социальные льготы);

Ø правительство (соблюдение законов, выполнение распоряжений правительства, честная конкуренция);

Ø кредиторы (платежеспособность, соблюдение финансовых обязательств);

Ø менеджмент (экономичность и эффективность организации).

Понятно, что организации очень трудно учитывать все указанные ожидания одновременно. Так, удовлетворение работой самих рабочих может быть высоким, однако связи с поставщиками могут быть при этом недостаточными, или же организация может иметь проблемы с кредиторами. Иногда же интересы отдельных групп относительно организации входят между собой в конфликт, например, профсоюзы требуют повышения заработной платы, но это может снизить прибыль или принудить перейти к более дешевым поставщикам с менее качественным сырьем и продукцией. В отдельных некоммерческих организациях потребности и интересы клиентов иногда противоречат ограничениям, которые накладываются на использование государственных фондов или добровольных пожертвований.

Поэтому не надо считать, что все группы стейкхолдеров организации удовлетворят свои потребности в равной степени. Тем не менее, если организация не сможет удовлетворить чьи-то интересы, она, возможно, не сможет быть и эффективной в полной мере. Как коммерческие, так и некоммерческие организации проявляют заботу о своей репутации и стремятся удовлетворять интересы всех групп стейкхолдеров, хотя бы минимально. Уровень удовлетворения каждой из таких групп в самый раз и можно считать чуть ли не главным комплексным индикатором деятельности организации.

На практике организации не планируют своей деятельности на базе одной из указанных моделей функционирования организации в системе рыночных отношений, избирая ее в зависимости от ситуационных условий влияния внутренних и внешних факторов.

В системах закрытого типа (1 и 2 модели) методология измерения и оценивание эффективности деятельности организации основывается на анализе и расчете показателей, которые отображают использование внутренних ресурсов, привлеченных или потребленных в процессе производства продукции или услуг.

В системах открытого типа (3 и 4 модели) эффективность организации измеряется с учетом факторов внешней среды, которые прямо или опосредованно влияют на ее функционирование и развитие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: