В условиях развитой рыночной экономики государство для реализации общественных целей использует целый набор средств как экономического, так и неэкономического характера. К ним относятся следующие инструменты (термины «средство» и «инструмент» в экономической теории и практике равнозначны и далее используются как синонимы).
Административно-правовые средства
Эти средства нацелены на формирование основ экономического строя. Ведущую роль в хозяйственном праве стран с развитой рыночной экономикой играют принимаемые парламентами законы, в деталях регулирующие даже мелкие вопросы хозяйственной жизни. В целом в законодательстве развитых стран особенно четко прописаны вопросы имущественных (владение, пользование, распоряжение, наследование, аренда, залог, банкротство и др.), рыночных (права и обязанности продавцов и покупателей, условия конкуренции, противодействие олигополиям и монополиям) и налоговых отношений.
Государственные финансы
Важнейшим средством госрегулирования во всех странах Запада выступают государственные финансы, т.е. средства, связанные с формированием и использованием госбюджета и централизованных («полугосударственных») фондов социального страхования, через которые перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВВП развитых стран.
|
|
Денежно-кредитный инструментарий
Вторым по значению средством госрегулирования является денежно-кредитный инструментарий.
При помощи денежно-кредитного инструментария государство в лице ЦБ влияет на объем денежной и кредитной массы, величину ссудного процента и тем самым — на темпы и пропорции воспроизводства капитала.
Государственная собственность
Государственная собственность также используется для воздействия на темпы и пропорции экономического развития.
В марксистской, прежде всего советской, литературе госсобственность объединялась понятием «государственный сектор», который создавал иллюзию существования находящегося в руках государства и управляемого им из единого центра интегрированного хозяйственного комплекса, играющего если не определяющую, то «содетерминируюшую» роль в национальной экономике капиталистических стран. Причем этот сектор нередко рассматривался как некая альтернатива частному бизнесу в духе представлений о «предпосылках социализма» в рамках «государственно-монополистического капитализма».
Внешнеэкономический инструментарий
Данный инструментарий воздействует на различные стороны внешнеэкономических отношений стран Запада — торговлю, миграцию капиталов и рабочей силы, валютно-расчетные отношения. К нему относятся таможенные пошлины и количественные ограничения импорта (квоты на ввоз определенных товаров); субсидии и налоговые льготы отечественным экспортерам; налоговые и другие льготы иностранным инвесторам; квоты на привлечение рабочей силы из-за рубежа; покупки или продажи национальных валют центральными банками на валютных биржах для стабилизации обменных курсов соответствующих денежных единиц.
|
|
2.7. Корпорации как субъект экономических отношений. Особенности корпоративного управления
История крупных интегрированных структур начинается с 70-х годов ХIХ века. Весь ХХ век в развитых странах господствовала тенденция укрупнения производства, базой которой выступала концентрация и централизация капитала. Результатом явилось появление множества разнообразных форм организации хозяйственной деятельности, сопровождавшееся процессами интеграции. Интегрирование шло по пути вертикальной и горизонтальной консолидации капиталов, различные сочетания которых дали множество вариантов построение корпоративных интегрированных структур.
В силу того, что понятие “корпорация” не имеет официального оформления в России, отечественные исследователи придерживаются различных взглядов на понятийные рамки этого термина. Одни к корпоративным организациям относят все коммерческие структуры, основанные на членстве, другие – хозяйственные общества и товарищества, третьи – только акционерные общества. Представляется, что каждая позиция имеет рациональную основу и имеет право на существование, хотя нельзя не отметить, что именно акционерные общества в отечественной экономико-правовой системе по своей сути с меньшими условностями идентифицируются с корпорациями в мировой хозяйственной и правовой практике.
Понятие “корпорация” в российских условиях приобрело специфический оттенок: оно используется для обозначения хозяйствующего субъекта, образованного несколькими юридическими лицами. Причем каждое из них можно рассматривать в качестве самостоятельного экономического субъекта, связанного с другими имущественными отношениями, совместным ведением бизнеса, общими целями, интересами, организационной структурой. Таким образом, с одной стороны, корпоративная организация бизнеса является основой над фирменных образований, а с другой – корпорация может рассматриваться и сама в качестве интегрированной структуры.
Мотивы организации интегрированных корпоративных структур:
1. Действие эффекта масштаба в процессе хозяйственной деятельности крупных производств.
2. Обладание большим инвестиционным потенциалом.
3. Экономия трансакционных издержек.
4. Синергетический эффект.
5. Эффект усреднения колебаний конъюнктуры за счет диверсификации производства в рамках одной корпорации.
6. Обладание большим инновационным потенциалом по сравнению с малым бизнесом и др.
Корпоративное управление – это управление организационно-правовым оформлением бизнеса, оптимизацией организационных структур, построение внутри- и межфирменных отношений компании в соответствии с принятыми целями.
Модели корпоративного управления включают определенный набор компонентов. В качестве основных компонентов модели корпоративного управления принято выделять:
1. состав непосредственных участников;
2. круг заинтересованных лиц;
3. структура акционерного капитала;
4. состав и полномочия совета директоров;
5. механизм взаимодействия участников акционерного общества, заинтересованных сторон;
6. нормативное обеспечение деятельности акционерных обществ;
7. требования к раскрытию информации и др.
По общим признакам конкретного проявления перечисленных элементов принято различать англо-американскую, германскую и японскую модели управления акционерным обществом, корпорациями.