Основные инструменты государственного регулирования национального рыночного хозяйства

В условиях развитой рыночной экономики государство для ре­ализации общественных целей использует целый набор средств как экономического, так и неэкономического ха­рактера. К ним относятся следующие инструменты (термины «средство» и «инструмент» в экономической теории и практике равнозначны и далее используются как синонимы).

Административно-правовые средства

Эти средства нацелены на формирование основ экономичес­кого строя. Ведущую роль в хозяйственном праве стран с развитой рыноч­ной экономикой играют принимаемые парламентами законы, в деталях регулирующие даже мелкие вопросы хозяйственной жизни. В целом в законодательстве развитых стран особенно четко прописаны вопросы имущественных (владение, пользова­ние, распоряжение, наследование, аренда, залог, банкротство и др.), рыночных (права и обязанности продавцов и покупателей, условия конкуренции, противодействие олигополиям и монопо­лиям) и налоговых отношений.

Государственные финансы

Важнейшим средством госрегулирования во всех странах Запа­да выступают государственные финансы, т.е. средства, связанные с формированием и использованием госбюджета и централизован­ных («полугосударственных») фондов социального страхования, через которые перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВВП развитых стран.

Денежно-кредитный инструментарий

Вторым по значению средством госрегулирования является де­нежно-кредитный инструментарий.

При помощи денежно-кредитного инструментария государст­во в лице ЦБ влияет на объем денежной и кредитной массы, вели­чину ссудного процента и тем самым — на темпы и пропорции воспроизводства капитала.

Государственная собственность

Государственная собственность также используется для воздействия на темпы и пропорции экономического развития.

В марксистской, прежде всего советской, литературе госсобст­венность объединялась понятием «государственный сектор», ко­торый создавал иллюзию существования находящегося в руках го­сударства и управляемого им из единого центра интегрированного хозяйственного комплекса, играющего если не определяющую, то «содетерминируюшую» роль в национальной экономике капита­листических стран. Причем этот сектор нередко рассматривался как некая альтернатива частному бизнесу в духе представлений о «предпосылках социализма» в рамках «государственно-монопо­листического капитализма».

Внешнеэкономический инструментарий

Данный инструментарий воздействует на различные стороны внешнеэкономических отношений стран Запада — торговлю, миг­рацию капиталов и рабочей силы, валютно-расчетные отношения. К нему относятся таможенные пошлины и количественные огра­ничения импорта (квоты на ввоз определенных товаров); субси­дии и налоговые льготы отечественным экспортерам; налоговые и другие льготы иностранным инвесторам; квоты на привлечение рабочей силы из-за рубежа; покупки или продажи национальных валют центральными банками на валютных биржах для стабилиза­ции обменных курсов соответствующих денежных единиц.


2.7. Корпорации как субъект экономических отношений. Особенности корпоративного управления

История крупных интегрированных структур начинается с 70-х годов ХIХ века. Весь ХХ век в развитых странах господствовала тенденция укрупнения производства, базой которой выступала концентрация и централизация капитала. Результатом явилось появление множества разнообразных форм организации хозяйственной деятельности, сопровождавшееся процессами интеграции. Интегрирование шло по пути вертикальной и горизонтальной консолидации капиталов, различные сочетания которых дали множество вариантов построение корпоративных интегрированных структур.

В силу того, что понятие “корпорация” не имеет официального оформления в России, отечественные исследователи придерживаются различных взглядов на понятийные рамки этого термина. Одни к корпоративным организациям относят все коммерческие структуры, основанные на членстве, другие – хозяйственные общества и товарищества, третьи – только акционерные общества. Представляется, что каждая позиция имеет рациональную основу и имеет право на существование, хотя нельзя не отметить, что именно акционерные общества в отечественной экономико-правовой системе по своей сути с меньшими условностями идентифицируются с корпорациями в мировой хозяйственной и правовой практике.

Понятие “корпорация” в российских условиях приобрело специфический оттенок: оно используется для обозначения хозяйствующего субъекта, образованного несколькими юридическими лицами. Причем каждое из них можно рассматривать в качестве самостоятельного экономического субъекта, связанного с другими имущественными отношениями, совместным ведением бизнеса, общими целями, интересами, организационной структурой. Таким образом, с одной стороны, корпоративная организация бизнеса является основой над фирменных образований, а с другой – корпорация может рассматриваться и сама в качестве интегрированной структуры.

Мотивы организации интегрированных корпоративных структур:

1. Действие эффекта масштаба в процессе хозяйственной деятельности крупных производств.

2. Обладание большим инвестиционным потенциалом.

3. Экономия трансакционных издержек.

4. Синергетический эффект.

5. Эффект усреднения колебаний конъюнктуры за счет диверсификации производства в рамках одной корпорации.

6. Обладание большим инновационным потенциалом по сравнению с малым бизнесом и др.

Корпоративное управление – это управление организационно-правовым оформлением бизнеса, оптимизацией организационных структур, построение внутри- и межфирменных отношений компании в соответствии с принятыми целями.

Модели корпоративного управления включают определенный набор компонентов. В качестве основных компонентов модели корпоративного управления принято выделять:

1. состав непосредственных участников;

2. круг заинтересованных лиц;

3. структура акционерного капитала;

4. состав и полномочия совета директоров;

5. механизм взаимодействия участников акционерного общества, заинтересованных сторон;

6. нормативное обеспечение деятельности акционерных обществ;

7. требования к раскрытию информации и др.

По общим признакам конкретного проявления перечисленных элементов принято различать англо-американскую, германскую и японскую модели управления акционерным обществом, корпорациями.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: