Юрий Беляков, методический отдел, 2002 год

Форма: экономическая игра.

Возраст участников: 12–15 лет.

Педагогические задачи: научить детей самостоятельно делать выбор и нести за него ответственность; прийти к пониманию, что взаимоотношения людей строятся на определенных нравственных и правовых понятиях, самим сформулировать эти понятия; глубже осознать дела и заботы своих родителей, понять их точку зрения, научиться азам планирования семейного бюджета; проверить себя, свои умения и способности в различных игровых заданиях и тестах, добиться успеха; на основе анализа игровой ситуации оценить реальную ситуацию, наметить перспективу своего дальнейшего развития.

Предварительная подготовка:

1. Творческая группа составляет план подготовки к игре.

2. Распределение заданий между рабочими группами и отдельными ребятами, подготовка необходимого реквизита.

3. Деятельность рабочих групп:

Театрально-постановочная – инсценировка пролога о том, как родители покинули город и как вели себя дети, оставшись одни. Это может быть как пантомима, так и отдельные сцены, дополняющие комментарий ведущего.

Акционерный банк – изготовление и раздача именных кредитных карточек, фиксация приходов и расходов каждого участника игры, подведение итогов в конце пятидневки деятельности каждого акционера; контроль за соблюдением правил уплаты налогов с прибыли и с коммерческих сделок.

Дирекция универсама – предлагает покупателям различные виды полуфабрикатов или альтернативных продуктов, из которых они могут составить свое недельное (пятидневное) меню. Разумеется, полуфабрикаты стоят дороже, так как в их стоимость уже вошел труд, затраченный на приготовление. Необходимо сделать рекламу тех и других продуктов, заставить покупателя сделать выбор.

Закусочная «Макдоналдс» – пропаганда питания через сеть закусочных, предложение клиентам завтраков и обедов как в залах, так и на рабочем месте, доставка ужина на дом, праздничные меню. Цены выше, чем в универсаме, но ведь сюда входит и обслуживание. Можно предложить клиентам сок или фрукты, все остальное – только по карточкам меню. После того как клиент сделал заказ, надо сделать отметку об уплате в его кредитной карточке.

Интеллектуальное казино – помощь клиентам в зарабатывании денег своим собственным умом; организация игр: рулетка, покер «О, счастливчик!» Клиент, сделав ставку на тему или степень сложности вопроса, может, ответив, заработать себе определенный капитал.

Школа – найти или разработать различные варианты заданий предметных олимпиад, тестов, проверочных испытаний. Это могут быть как компьютерные, так и отпечатанные задания. Плату можно сделать небольшую, но реклама должна быть широкая. Стимулом может стать идея о выборах мэра города, основным критерием выбора кандидата должен стать высокий «коэффициент интеллекта».

Биржа труда – подготовить объекты и инвентарь для желающих заработать деньги и принять участие в общественных работах. Это может быть уборка помещений, лестниц, окапывание кустов и деревьев, чистка ливневок и др. Плата здесь невысокая, поскольку труд неквалифицированный.

Аптека – в ходе игры некоторые из участников получают белую карточку – предупреждение о проблемах со здоровьем. В смотровом кабинете они уточняют диагноз (вытаскивают карточку, где указано то или иное заболевание) и приступают к лечению. Домашние и народные средства они получают бесплатно, а лекарственные препараты – за деньги (оплата по кредитной карточке).

Налоговая инспекция участники игры должны обязательно платить за электроэнергию и жилье. Они могут это сделать сразу за все 5 дней или платить ежедневно. Инспекторы этой службы должны делать отметку в кредитных карточках игроков.

Центр социальной помощи. Участники игры, получившие предупреждающие карточки, должны обязательно обратиться в центр. Предъявив свою карточку, они должны из трех стопок, разложенных на столе, взять карточку такого же цвета. На этих карточках описаны различные ситуации. Сотрудникам этого центра предстоит придумать целый ряд ситуаций с учетом возраста, знаний и опыта детей:

в белых карточках оцениваются ситуации, в которых ребенок должен сделать определенные шаги по улучшению своего здоровья;

коричневые карточки проверяют умения ребенка в самообслуживании;

в карточках зеленого цвета заданы ситуации на умение человека вступить в контакт, разрешить конфликт.

4. Распределение ролей между участниками. Все сотрудники учреждений города – автоматы или роботы, поэтому и вести себя они должны в соответствии со своей игровой ролью.

Ведущий – Мастер Игры осуществляет контроль за ходом времени и через каждые 30 минут передвигает часы на башне ратуши. Важно, чтобы в течение этого времени дети осуществляли весь дневной цикл, не забывали поесть, уплатить налоги, выбрали себе занятие, избавились от предупреждающих карточек.

Краткое описание:

Игра состоит из 3 этапов.

1. Пролог. Театрально-постановочная группа разыгрывает спектакль по пьесе С. Михалкова. «Праздник Непослушания».

2. Игра. Все участники – дети из города, покинутого родителями. Каждому из вас они оставили не холодильники, набитые продуктами, а кредитную карточку, с помощью которой вы будете жить эти дни. В ней два раздела – приход и расход. В приходе стоит сумма в 50 условных единиц. Что на эти деньги вы сможете сделать? Посмотрите на карту, какие учреждения остались открытыми:

Большой универсам – здесь вы сможете приобретать как полуфабрикаты, на приготовление которых не требуется много усилий, так и просто продукты. Последние дешевле, но готовить их несколько сложнее. Вы должны составить меню на каждый день и рассчитать ваш бюджет.

Можно еще воспользоваться закусочной «Макдоналдс», но посчитайте, хватит ли вам денег на все дни.

Рядом с «Макдоналдсом» находится видеоцентр. Здесь вы можете посмотреть новые фильмы, сыграть в новые электронные игры, взять в прокат аудиоплейеры и фотоаппараты. Услуги, разумеется, платные.

А можно ли увеличить свой бюджет? Да, конечно. Вот на карте вы видите учреждение, которое называется «Интеллектуальное казино». Здесь вы можете заработать деньги своим собственным умом: заплатив за вход, вы можете, если ответите на вопросы из различных областей знаний, заработать определенное количество денег.

А вот школа. Уроки здесь, естественно, не ведутся, так как нет учителей, но вот проверить свою готовность к экзаменам по тому или иному предмету вы сможете, ответив на вопросы различных тестов. Плата за тестирование невысокая.

Вот еще одно интересное здание – биржа труда. Родители побеспокоились, чтобы за эти дни наш город не зарос грязью. За выполнение общественных работ также можно будет получить деньги и перевести их на вашу карточку.

Аптека – еще одно оставшееся открытым учреждение нашего города. Здесь вы сможете получить лекарство в случае необходимости. Оно платное. Бесплатно вы сможете получить народные средства, если назовете их и скажете, в каких случаях они применяются.

Взрослых в городе не осталось, но, чтобы избежать несчастных случаев, они оставили много автоматов. Эти автоматы будут обслуживать вас в открытых учреждениях, поддерживать порядок на улицах, отвечать на ваши вопросы. Слово-пароль при обращении – «пожалуйста».

Кроме того, эти автоматы некоторым из вас могут выдавать или прикреплять предупреждающие знаки трех цветов: белого, коричневого или зеленого. Не пытайтесь их сорвать или спрятать, а немедленно обратитесь в Центр социальной помощи, где вам объяснят, что нужно сделать.

Белая карточка означает, что у вас проблемы со здоровьем, возможно, вы просто забыли позавтракать или приобрести продукты, а может, что-то более серьезное.

Коричневая карточка – сигнал того, что у вас какие-либо неполадки в бытовой сфере или внешнем виде и их надо немедленно устранить.

Зеленая карточка означает, что вы нарушили какие-либо общественные правила либо вступили в противоречие с законом. Надо исправляться.

Если у вас накопилось три и более предупреждающих карточек, вы можете быть подвергнуты денежному штрафу и даже отправлены в исправительное учреждение.

Вот здесь, на ратушной площади, находятся большие городские часы. Сутки в нашем городе равняются 30 минутам. Весь циферблат разбит на 5 делений. Каждый день вы должны есть, платить взносы за содержание жилища и за электроэнергию. Кроме того, возможны и другие неназванные ситуации. В конце пятого дня ваш кредит будет исчерпан, и мы подведем итоги: сумели ли мы выжить без помощи взрослых или нет.

3. Эпилог. В конце пятого дня подводятся итоги об умении каждого жить самостоятельно. Принимается решение о составлении Договора о совместной деятельности и проживании детей и взрослых. Ребята, разбившись на группы, разрабатывают свои предложения, затем выносят их на всеобщее обсуждение. Взрослые-эксперты, приняв позицию родителей, обсуждают их, вносят свои поправки и предложения, принимают решение: вернуться им в город или нет. Главное при этом – соблюдение прав ребенка, прав человека.

Последействие. После игры принимается решение написать добрые ласковые письма своим настоящим родителям.

«Всякое дело человеком ставится, человеком и славится»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: