Основные проблемы | Авторская позиция |
1. Роль чтения в детстве – в период становлении личности человека. | 1. Общение с книгой особенно важно в детстве, в период формирования личности. |
2. Проблема влияния книги на судьбу человека. | 2. Вовремя прочитанная книга может определить психологию, мировоззрение, нравственные принципы человека. |
К сочинению по тексту И. Бражина «Музы»
Информация о тексте
Основные проблемы | Авторская позиция |
Проблема патриотизма творческих людей. (В чём проявляется патриотизм творческих людей в годы войны?) | В годы войны творческие люди защищают Родину от врага, не только лично участвуя в военных походах и сражениях, но и создавая патриотические произведения. |
К3-1.
Балл выставляется экспертом, если «экзаменуемый верно сформулировал позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме.
Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет».
Приведём примеры.
|
|
Сочинение по тексту С. Михалкова «Книги».
«Автор считает, что «вовремя прочитанная книга может решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы».
«Я полностью согласен с мнением автора о том, что какой бы интересной ни была жизнь ребёнка, не прочти он этих драгоценных книг, он духовно обворован».
«Автор считает, что «важно… не упустить минуты и вовремя прочесть эти прекрасные книги. Он называет детей, оторванных от художественной литературы, «обворованными».
Достаточным может считаться умение экзаменуемого адекватно воспринять позицию автора (позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы, основные аргументы автора, проясняющие его позицию).
Сочинение по тексту И. Бражина «Музы».
«Авторская позиция чётко прослеживается в данном тексте: творческие люди во время «великих народных бедствий» защищают свою Родину, не только непосредственно участвуют в боевых действиях, но и создают произведения, которые помогают победить».
К3-2.
Баллов ставится, если «позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,
Или
позиция автора исходного текста не сформулирована.»
Приведём примеры.
Сочинение по тексту С.Михалкова «Книги».
«Автор выступает против неучтивого отношения к великим творениям Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других выдающихся русских поэтов».
«Позиция автора такова, что, если вовремя прочесть какую-либо книгу, то воспоминания о ней останутся на всю жизнь».
|
|
«Автор считает, что детство длится сравнительно недолго и оно уже никогда не возвращается к людям».
К4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
К 4 | Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме | |||
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). | ||||
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы. | ||||
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт. | ||||
Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе. | ||||
«Язык, слово – это почти всё в человеческой жизни. Но не нужно думать, что эта всеобъемлющая и многограннейшая реальность может быть предметом только одной науки – лингвистики… Лингвистика изучает только отношения между элементами внутри систем языка, но не отношения между высказываниями и не отношения высказываний к действительности и говорящему лицу (автору)». М.М. Бахтин | ||||
«Сила чувства – красноречие сердца», а «убедительность – красноречие ума», и «если красноречие ума соединится с красноречием сердца, то нет почти сил им противостоять». Кошанский Н. Ф. Частная риторика. – СПб, 1836. |