8.1.1. Гидрографическое траление производится с целью проверки чистоты и габаритов судовых ходов, обнаружения подводных препятствий, представляющих опасность для плавающих судов и подлежащих ограждению и удалению.
Габаритами судовых ходов являются:
ширина судового хода, обозначенная на местности знаками береговой и плавучей судоходной обстановки;
гарантийная глубина плавания, установленная для данного судового хода или его участка.
Гидрографическое траление основано на том, что тральная полоса, погруженная на заданную глубину и приведенная в движение в горизонтальном направлении (перпендикулярна своей оси), зацепит встретившееся на ее пути препятствие. Основными конструктивными элементами трала являются:
тральная полоса для обнаружения препятствий;
футштоки для установки тральной полосы на заданную глубину;
средства передвижения (буксировки) трала;
устройство для фиксации мест задевов трала.
Тралы по устройству тральной полосы подразделяются на жесткие и гибкие, а по способу приведения их в движение — на судовые и буксируемые.
|
|
Трал должен удовлетворять следующим требованиям:
тральная полоса должна идти на установленной глубине и не должна пропускать препятствия, лежащие в полосе ее действия;
трал не должен давать фальшивых показаний при отсутствии препятствий;
при задевании за дно трал не должен ломаться, а в случае поломки части трала должны легко исправляться или заменяться новыми;
место задева должно обозначаться на местности автоматически сбрасываемой вехой (буйком);
обеспечивать обследование за один раз по возможности более широкой полосы фарватера.
Существуют различные конструкции и системы тралов, используемых в практике гидрографических работ. Наиболее широкое применение в тралении на морских прибрежных акваториях нашли трал Котельникова, трал Ручкина и др. На внутренних водных путях используются жесткие тралы: трал-сцеп Махорина, трал-сцеп на понтонах и др.
8.1.2. Обнаружение навигационных препятствий может производиться с помощью существующих эхолотов, например эхолота ЭИР (эхолот инженерный разведывательный).
Для разведки навигационных препятствий используется высокочастотный канал эхолота. Ультразвуковые импульсы излучаются в горизонтальной плоскости. Навигационные препятствия изображаются на эхограмме в виде темных штрихов, протяженность которых зависит от продолжительности облучения эхолотом навигационной опасности. Ширина полосы одновременного обзора впереди объекта составляет: d = 0,2 + 0,24 Н, где Н — дальность обнаружения в метрах.
Разведка подводной преграды производится по предварительно разбитым береговым створам, при равномерном движении промерного судна. Подробные сведения приведены в техническом описании эхолота.