На построение маршрута обработки шатунов оказывает влияние конструкция шатуна и требования по точности изготовления.
В качестве примера рассмотрим маршрут обработки цельноштампованного шатуна после чеканки:
1. Шлифование плоских поверхностей шатунной и поршневой головок с двух сторон последовательно.
2. Протягивание боковых установочных плоскостей и площадок под головки болтов и гаек.
3. Растачивание отверстия кривошипной головки и черновое растачивание отверстия в поршневой головке.
4. Отрезание крышки от шатуна.
5. Раздельное сверление и развертывание отверстий под болты в шатуне и в крышке, фрезерование паза под замок вкладыша.
6. Шлифование плоскости разъема у шатуна и крышки.
7. Окончательное развертывание отверстий под болты совместно в шатуне и крышке и сборка шатуна с крышкой.
8. Окончательное шлифование плоских поверхностей шатунной и поршневой головок с двух сторон.
9. Окончательная обработка отверстия под втулку поршневой головки, получистовое растачивание отверстий в кривошипной головке, запрессовка и уплотнение поршневой втулки.
|
|
10. Подгонка шатунов по весу.
11. Хонингование отверстий в кривошипной головке.
12. Мойка и сушка.
13. Контроль.
Маршрут обработки раздельно штампованных шатуна и крышки включает следующие основные операции:
1. Шлифование торцевых поверхностей шатунных и поршневых головок с двух сторон последовательно.
2. Шлифование торцевых поверхностей крышки с двух сторон последовательно.
3. Протягивание боковых установочных площадок у шатуна и крышки, а также площадок под головки болтов и гаек.
4. Протягивание в кривошипной головке и в крышке плоскостей разъема и полуокружности под вкладыш.
5. Предварительная обработка отверстий под болты шатуна и крышки раздельно, отверстия в поршневой головке и фрезерование паза под замок вкладыша.
6. Шлифование плоскости разъема у шатуна и крышки.
7. Окончательное развертывание отверстий под болты совместно в шатуне и крышке, сборка шатуна с крышкой.
8. Окончательное шлифование торцевых поверхностей кривошипной и поршневой головок с двух сторон одновременно.
9. Окончательная обработка отверстия в поршневой головке под втулку, получистовое растачивание отверстий в кривошипной головке, запрессовка и уплотнение поршневой втулки.
10. Тонкое растачивание отверстия в кривошипной головке и поршневой втулке.
11. Подгонка шатунов по весу.
12. Хонингование отверстия в кривошипной головке.
13. Мойка и сушка.
14. Контроль.
Обработка плоских поверхностей шатунов в зависимости от точности изготовления заготовок может производиться шлифованием, протягиванием, фрезерованием. Более экономичным методом обработки является протягивание на одно- и многопозиционных протяжных станах.
|
|
Фрезерование головки производится на многошпиндельных продольно-фрезерных и карусельных станках. Заготовки, получаемые методом чеканки, обрабатываются на многошпиндельных шлифовальных станках карусельного типа. После сборки шатуна с крышкой торцы головок окончательно шлифуются на двухсторонних плоскошлифовальных станках. Непараллельность торцов после шлифования находится в пределах 0,06¸0,1.
При протягивании боковых и других поверхностей шатуна стремятся максимально протянуть наибольшее количество поверхностей шатуна.
Боковые поверхности могут фрезероваться на продольно-фрезерных станках двухстороннего типа. Отрезка крышки от шатуна и фрезерование боковых поверхностей может производиться на горизонтально-фрезерных или продольно-фрезерных станках дисковыми фрезами.
Плоскости разъема шатуна и крышки шлифуют на плоскошлифовальных станках карусельного типа. Отверстие под поршневой палец обрабатывают за три операции: сверление, зенкерование и развертывание (или протягивание или тонкое растачивание). Обработка производится на специальных вертикально-сверлильных станках, в случае прошитого отверстия в поршневой головке производится зенкерование и развертывание или протягивание и тонкое растачивание. Тонкое растачивание осуществляется на алмазно-расточных станках. После запрессовки втулки в поршневую головку производится тонкое растачивание и последующее раскатывание для уменьшения шероховатости и упрочнения поверхностного слоя. Полуотверстия в шатуне и крышке предварительно обрабатывают протягиванием, а окончательно в сборе за три операции: предварительное растачивание, окончательное растачивание, хонингование. Отверстия под болты в шатуне и крышке предварительно обрабатывают раздельно сверлением, и окончательно в сборе зенкерованием и развертыванием или протягиванием. Отверстия под маслопроводный канал для подачи смазки к поршневому пальцу сверлят на специальных четырех- и шестишпиндельных вертикально-сверлильных станках. Обработка паза под замок вкладыша производится на горизонтально-фрезерных или агрегатных станках.