Содержание понятия международно-правовое регулирование

Тема 1. Основы международно-правового регулирования мирохозяйственных связей

план

1. Содержание понятия международно-правовое регулирование.

2. Международные организации: порядок образования, организационная структура

3. Международные экономические организации в системе регулирования мирохозяйственных связей

4. Классификация международных экономических организаций

Содержание понятия международно-правовое регулирование.

Многосторонние отношения государств на межправительственном уровне регулируются на основе международного права. Международное право - это особая система юридических норм, регулирующих международные отношения путем установления взаимных прав и обязанностей независимых субъектов этих отношений, в качестве которых выступает государство. Нормообразование в международном праве происходит в результате заключения международных договоров и через формирование международных обычаев. Большое значение приобрели резолюции и решения международных организаций, в первую очередь ООН и ее специализированных учреждений. В этих актах фиксируются, как правило, уже сложившиеся правовые нормы, а также поощряются определенные правила поведения субъектов международных отношений, что ведет к возникновению новых норм и обычаев.

Система международного права включает: общепризнанные принципы; договорные и обычные правовые нормы; отрасли права; резолюции международных организаций; решения международных судебных органов. Под нормой международного права понимается правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного.

Содержание норм международного права составляют права и обязанности, которыми наделяются государства и другие субъекты международного права. Международно-правовая система упорядочивает поведение участников международных отношений и играет регулирующую роль во взаимоотношениях субъектов международного права. Однородные международные правовые нормы образуют институты и отрасли международного права. Правовые нормы и институты объединяются в отрасли международного права. Объектом отрасли является весь комплекс однородных международных отношений, касающихся, например, заключения международных договоров (право международных договоров), связанных с функционированием международных организаций (право международных организаций) и т.д. Существуют такие отрасли права, как международное экономическое право, международное морское право, международное воздушное право, международное атомное право, международное космическое право и др. Выделение и развитие отраслей международного права обусловлены объективной необходимостью эффективного правового регулирования определенных комплексов международных отношений и появлением больших групп однородных правовых норм, которые связаны между собой общностью объекта регулирования.

Международно-правовые нормы создаются самими субъектами между народного права. В международных отношениях не существует каких-либо законодательных органов, которые могли бы принимать правовые нормы без участия самих субъектов международного права. Единственный способ создания международно-правовых норм - это соглашения субъектов международного права. Явно выраженное соглашение именуется договором и соответственно содержащиеся в них нормы являются договорными. Соглашение, достигнутое молчаливым согласием, называется обычаем, а содержащиеся в нем нормы - обычными.

Договоры, заключаемые между субъектами международного права, носят письменную форму и содержат четкие и конкретные формулировки международно-правовых норм, которые направлены на регулирование отношений между ними. В зависимости от круга участников договоры могут быть двусторонними и многосторонними (универсальными). Все нормы, содержащиеся в них, являются юридически обязательными и их нарушение влечет за собой международно-правовую ответственность.

Явно выраженные соглашения, не признанные юридически обязательными, включают правила поведения, но не становятся договорными нормами. К ним, в частности, относятся резолюции ООН и других международных организаций. Правила, содержащиеся в таких документах, получили название норм международного «мягкого права». Все такие резолюции включают правила или модель (образец поведения), однако определенной юридической силой, а тем более политической и моральной, они обладают только в соответствии с Уставом ООН и лишь в рамках самой организации. По сути, они входят в так называемое «внутреннее право ООН» и составляют, помимо Устава ООН, правила процедуры ее органов и другие акты.

Резолюции ООН представляют интерес не только для государств-членов ООН, но и для других субъектов международного права. Согласно Уставу ООН, они носят рекомендательный характер (за исключением резолюций по внутриорганизационным вопросам ООН и бюджетно-финансовым вопросам) и являются нормами международного права. Как показывает практика ООН, государства-члены, хотя и не обязаны выполнять резолюции Генеральной Ассамблеи, являющиеся рекомендациями, однако их действия не могут расходиться с предписаниями, содержащимися в них. Эти резолюции не содержат юридических обязательств, вместе с тем роль многих резолюций Генеральной Ассамблеи выходит за рамки рекомендаций. Формируя правила поведения государств-членов ООН в ее рамках, они могут быть превращены путем соответствующего признания со стороны субъектов международного права, в том числе государств, не являющихся членами ООН, в договорные либо обычные международно-правовые нормы, как многостороннего (универсального), так и регионального (локального) характера.

Региональные нормы могут регулировать отношения двух или нескольких государств, не только расположенных в одном регионе, но и находящихся в различных частях мира. Универсальные нормы регулируют отношения всех субъектов и составляют общее международное право.

По способу (методу) правового регулирования международно- правовые нормы подразделяются на диспозитивные и императивные. Диспозитивной является норма, в рамках которой субъекты международного права могут сами определять свое поведение, взаимные права и обязанности в конкретных правоотношениях в зависимости от обстоятельств. К императивным относятся нормы, которые устанавливают конкретные пределы определенного поведения. Субъекты международного права не могут по своему усмотрению изменять содержание прав и обязанностей, предусмотренных императивными нормами.

Договоры и обычаи относятся к одному из источников международного права - международным конвенциям. Под общими международными конвенциями понимаются договоры, в которых участвуют или могут участвовать все государства, а в их законодательстве содержатся нормы, обязательные для всего международного сообщества, т.е. нормы общего международного права. Специальные международные конвенции включают договоры с ограниченным числом участников, для которых обязательны положения этих договоров.

Международный обычай создается в результате практики государств, которая путем признания в качестве правовой нормы приобретает характер обычной нормы.

Несмотря на интенсивный процесс кодификации международного права, значение международного обычая продолжает сохраняться. Одни и те же международные отношения могут регулироваться для одних государств договорными нормами, а для других - обычаями. Правовых норм, общих для международного и для внутреннего государственного права, не существует. Кодификация международного права, т.е. систематизация международно-правовых норм, осуществляется субъектами международного права; она предполагает приведение в единую систему действующих международно-правовых норм, уточнение их формулировок и отражение в договорной форме международных обычаев. Кодификация может быть официальной и неофициальной. Официальная кодификация реализуется в форме международных договоров. Особое место в процессе кодификации занимает ООН, в рамках которой работает Комиссия международного права (КМП). Последняя была создана Генеральной Ассамблеей ООН в 1947 г. в качестве вспомогательного органа для поощрения развития международного права и его кодификации.

Руководящими правилами поведения субъектов международных от ношений являются принципы международного права. Принцип международного права - это норма международного права, имеющая обязательный характер для всех субъектов. Соблюдение принципов международного права считается строго обязательным. Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН. Они носят характер императивных норм общего международного права, т.е. служат обязательствами, и не могут быть отменены государствами ни индивидуально, ни по взаимному соглашению.

Считается общепризнанным, что любой договор, противоречащий Уставу ООН, является недействительным и ни одно государство не может ссылаться на него или пользоваться его преимуществами. Такое положение соответствует ст. 103 Устава. Кроме того, любой договор не может противоречить императивной норме международного права, как она определяется в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров.

Международное экономическое право представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права. К экономическим отношениям относятся коммерческие отношения в сферах: производственной, научно-технической, валютно-финансовой, транспорта, связи, энергетики, интеллектуальной собственности, туризма и др. Субъектами международного экономического права являются те же субъекты, что и в международном праве.

В современных условиях международное регулирование экономических отношений осуществляется на основе: (1) международных договоров; (2) решений (рекомендаций, постановлений) международных организаций; (3) решений межгосударственных экономических конференций; (4) международных обычаев.

Решения (рекомендации, постановления) международных организаций по вопросам экономического сотрудничества принимаются органами ООН (Генеральная Ассамблея, ЭКОСОС, ЮНКТАД и др.), а также специализированными учреждениями ООН (ЮНИДО, ВОИС и др.). Решения этих органов и учреждений обычно не носят юридически обязательного характера, но имеют рекомендательную силу.

Резолюции-рекомендации универсального характера, направленные на определение новой программы поведения государств-членов, обычно именуются декларациями. В этих документах формулируются общие принципы и цели будущего поведения участников межгосударственных отношений. Для того чтобы эти правовые акты начали «работать», необходима их конкретизация в других международно-правовых актах. К резолюциям такого рода относится, например, Декларация об установлении нового международного экономического порядка от 1 мая 1974 г. Таким образом, резолюции-рекомендации типа деклараций являются важными программными документами, но не имеют юридически обязательного характера.

Практика межправительственных организаций системы ООН свидетельствует о том, что в резолюциях международных организаций могут содержаться нормы как обязательного, так рекомендательного характера. Рекомендательные нормы резолюций обычно касаются тех обязательств, которые обращены к государствам-членам или другим организациям; в то же время обязательные нормы в этих резолюциях направлены на органы международного учреждения.

Решения межгосударственных экономических конференций, оформленные в виде заключительных актов конференций, рассматриваются как особая разновидность многосторонних договоров и соответственно могут обладать и рекомендательной, и обязательной юридической силой. Международный обычай играет ограниченную роль в области регулирования международных экономических отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: