Первым на необходимость разделения властей указывал деятель английской революции Лильберн.
Наметки концепции разделения властей можно обнаружить в творческом наследии Дж.Локка. Он писал о необходимости разделения законодательной (парламент) и исполнительной (правительство) функций. Также он выделял федеративную власть (поддержание внешних сношений).
Идеи Дж.Локка были развиты Ш. Монтескье, который в качестве основной цели разделения властей указывал на недопущение злоупотребления властью. Он указал на выделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Это было реализовано в Конституции США.
В России многие (Кистяковский) отрицали правильность теории разделения властей.
В ряде современных государств (в том числе в России) за рамками классической триады Монтескье оказывается президентская власть и сама фигура главы государства.
Особую роль в системе разделения властей играет такое изобретение XXв. (Кельзен) как конституционный суд (либо иные суды, выполняющие функции конституционного контроля, например, Верховный суд США).
|
|
Перспективы суда присяжных.
Другая проблема: представляет ли парламент народ или просто бюрократов (М.Вебер).
Разочарование в разделении властей à вся власть народу и единственному органу, представляющему его – всенародно избранной ассамблее, конвенту (это идея советов и других подобных органов в социалистических государствах).
Судебная власть в правовом государстве.
Суд в правовом государстве не просто решает споры между частными субъектами и применяет таким образом право, но и решает споры между частными субъектами и государством и даже между органами государства, не допуская таким образом произвол власть предержащих (конституционный суд).
Суд в правовом государстве должен быть независим (Козлихин). Идея о том, что судебная власть – не ветвь государственной власти, а самостоятельная публичная власть (Голубок).