Закономерность потенциальной эффективности

Развивая идею известного (в области радиотехники) ученого Котельникова о потенциальной помехоустойчивости систем, Флейшман связал сложность структуры системы со сложностью ее поведения; предложил количественные выражения предельных законов надежности, помехоустойчивости и других качеств системы; и показал, что на их основе можно получить количественные оценки осуществимости систем с точки зрения того или иного качества – оценки жизнеспособности и потенциальной эффективности сложных систем.

Закономерности целеобразования.

Поскольку системный анализ, в первую очередь, занимается исследованием целей, рассмотрим основные закономерности целеобразования, которые полезно использовать на практике.

Первые две закономерности можно популярно представить на примере Растригина «Мечты влюбленной девушки» (см. Растригин Л. А. Кибернетика и психика).

В саду на скамейке сидит девушка и вспоминает юношу, с которым познакомилась накануне у подруги: «Симпатичный молодой человек, и, кажется, он отличил меня от других: во всяком случае, со мной танцевал дважды…»

Через неделю: «Да, действительно, он чаще других приглашает меня танцевать. Интересно, догадается ли он проводить меня домой?...» Еще через две недели: «Мы уже ходим в кино, театр. Но он не решается даже взять меня за руку. Может быть, пригласить его домой, познакомить с родителями?»

Через год: «Все говорят – жених. Правда, предложения он мне еще не сделал. Но так хорошо в его могучих объятиях… Обо всем забываешь…»

А вот другой пример. Та же девушка, но другой молодой человек. «На вид показался такой приятный, симпатичный. А полез обниматься прямо в прихожей, когда подавал мне пальто. А у дома даже пытался меня поцеловать. Нет, не пойду к Маринке, если он будет там околачиваться. Наверное, завсегдатай баров, пьяница и хулиган».

Делаем выводы. Очевидно, в обоих случаях цель у девушки была одна: найти друга, чтобы и в кино, и в объятиях было хорошо… Но в первом случае молодой человек ставил девушку в ситуации, когда она выдвигала подцели по мере достижения предыдущей – и добился успеха. А во втором случае юноша хотел, чтобы она сформировала сразу финальную цель, которая пока была ей еще непонятной … И потерпел фиаско.

Вот так и умелый руководитель должен почувствовать настроение коллектива и не настаивать сразу на понимании выдвигаемой им цели – требования, а как бы «расцепить» цель во времени и добиваться, чтобы подчиненные понимали или даже сами формулировали подцели по мере формирования предыдущей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: