Экономическая теория
Издание второе, переработанное и дополненное
Учебное пособие
Часть 1
Барнаул 2002
ББК 65.01
Кожекин Ю.П. Экономическая теория: Учебное пособие. Часть 1. Второе изд-е / Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. Центр дистанционного обучения. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2002. - 148 с.
Первая часть учебного пособия включает восемь учебно-методических блоков, раскрывающих основные проблемы введения в экономическую теорию и микроэкономики. Каждый блок содержит учебные цели, конспект лекции, контрольные вопросы, задачи и примеры их решения, тесты и ситуации для самостоятельной подготовки. Материал излагается в доступной форме с использованием графических методов анализа и элементарного математического аппарата. Соответствует требованиям государственного общеобразовательного стандарта второго поколения.
Для студентов дистанционной формы обучения, всех интересующихся экономической теорией.
Рекомендовано к изданию на заседании кафедры основ экономической теории
|
|
Протокол № 1 от 27.08.01
Рецензент - к.э.н., доцент Т.Л. Данильчик
Учебное пособие разработано по заявке УМУ АлтГТУ, которое обладает эксклюзивным правом на его распространение.
По вопросам приобретения учебного пособия обращаться по адресу: 656099, Барнаул, пр. Ленина, 46, комн. 109а, кор. «Г», тел. 36-78-36
ПРЕДИСЛОВИЕ ко второму изданию
Предлагаемое вниманию учебное пособие представляет собой систематическое и целостное изложение основ экономической теории в объеме, достаточном для уяснения основных принципов и механизмов функционирования рыночной системы и проведения государственной экономической политики. В первой части пособия в сжатой форме изложены ключевые понятия и категории микроэкономики, показано их значение для формирования экономического мышления, расширения хозяйственного кругозора, необходимых для принятия решений в конкурентной среде, во второй его части дан анализ основных макроэкономических моделей и инструментов экономической политики.
Второе издание не является повторением первого издания пособия. Переиздание книги дает возможность не только устранить вкравшиеся неточности и уточнить некоторые позиции. Структура и содержание учебника переработаны в соответствие с требованиями примерной программы дисциплины «Экономика» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения.
Структура пособия соответствует общепринятому в настоящее время набору тем стандартного учебника по экономике. Содержание каждой темы раскрывается последовательно, с учетом изложенного в предыдущих темах материала. Каждая новая глава содержит новые категории, термины и определения, и поэтому для успешного продвижения вперед очень важно точно понять их экономическое содержание и научиться свободно оперировать ими.
|
|
Учитывая необходимость совершенствования рубежного контроля знаний студентов, особенно в условиях дистанционной формы обучения, во втором издании пособия расширен объем материалов, помогающих читателю подготовиться к тематическому и итоговому тестированию. Контрольные вопросы, задачи и примеры их решения, тесты и ситуации объединены в разделе «Практикум», которым заканчивается каждая тема.
Автор выражает глубокую благодарность коллегам, студентам дневного, параллельного экономического образования, организаторам центров дистанционного обучения за добрые слова и конструктивные замечания, высказанные по поводу предыдущего издания.
Август 2001 г
Тема 1. ЭКОНОМИКА КАК НАУКА
Учебные цели:
· познакомиться с основными фактами истории экономической мысли;
· уяснить общую логику становления и развития основных научных школ;
· уметь определить их вклад в прогресс экономической теории;
· знать исторические корни основных направлений современной экономической мысли;
· знать выдающихся отечественных экономистов и уметь охарактеризовать их вклад в развитие мировой экономической мысли;
· уметь формулировать предмет экономической науки;
· понимать, какие проблемы рассматривает микроэкономика и какие - макроэкономика;
· знать различия между позитивной и нормативной экономикой;
· знать основные методы, которыми пользуются экономисты в своих исследованиях.
1.1 Основные этапы развития экономической науки