Институционализм

Как ре­ак­ция на не­спо­соб­ность мар­жи­на­лиз­ма ре­шить со­ци­аль­ные про­бле­мы воз­ни­ка­ет ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-СОЦИОЛОГИ-ЧЕСКОЕ на­прав­ле­ние (от лат. in­sti­tu­tum – ус­та­нов­ле­ние, уст­рой­ст­во, уч­ре­ж­де­ние). Его пред­ста­ви­те­ли Торстейн Веблен (1857 – 1929), Джон Коммонс (1862 – 1945), Уэсли Клер Митчелл (1874 – 1948), Джон Кеннет Гэлбрейт (р. 1908) и др.

Со­глас­но этой тео­рии ха­рак­тер эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия оп­ре­де­ля­ет не ры­нок сам по се­бе, а вся сис­те­ма эко­но­ми­че­ских ин­сти­ту­тов, где ры­нок – лишь часть их.

Они вы­ра­бо­та­ли иде­ал об­ще­ст­ва «со­ци­аль­но­го бла­го­ден­ст­вия», в ко­то­ром долж­ны при­сут­ст­во­вать: со­ци­аль­ные про­грам­мы, ин­ди­ка­тив­ное пла­ни­ро­ва­ние, уча­стие тру­дя­щих­ся в соб­ст­вен­но­сти и управ­ле­нии про­из­вод­ст­вом и дру­гие фор­мы вме­ша­тель­ст­ва го­су­дар­ст­ва. В оп­ре­де­лен­ной ме­ре эти идеи реа­ли­зо­ва­ны в «швед­ской мо­де­ли» эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия.

До раз­вер­ты­ва­ния НТР это те­че­ние не поль­зо­ва­лось на За­па­де за­мет­ным влия­ни­ем: взрыв его по­пу­ляр­но­сти в 70–80-е го­ды свя­зан с кон­цеп­ция­ми «по­стин­ду­ст­ри­аль­но­го», «ин­фор­ма­ци­он­но­го», «сер­вис­но­го» об­ще­ст­ва, тео­рия­ми кон­вер­ген­ции раз­лич­ных со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских сис­тем.

Ин­сти­ту­цио­наль­ный ана­лиз бо­лее объ­ек­тив­но оце­ни­ва­ет объ­ек­тив­ную ре­аль­ность. Он ис­хо­дит из то­го, что со­вре­мен­ное об­ще­ст­во – от­нюдь не ве­нец со­вер­шен­ст­ва: лю­ди, как пра­ви­ло, не­ра­цио­наль­ны, а эко­но­ми­ка да­ле­ка от со­стоя­ния рав­но­ве­сия.

Не­оклас­си­че­ская кон­цеп­ция, с их точ­ки зре­ния, яв­но идеа­ли­зи­ру­ет дей­ст­ви­тель­ность, вы­пол­няя ско­рее апо­ло­ге­ти­че­скую, чем по­зна­ва­тель­ную, функ­цию. Ре­аль­ная дей­ст­ви­тель­ность го­раз­до слож­нее и уже дав­но не ук­ла­ды­ва­ет­ся в мар­жи­наль­ные пред­по­сыл­ки ана­ли­за. Объ­ек­том ис­сле­до­ва­ния дол­жен быть не «эко­но­ми­че­ский че­ло­век», а все­сто­рон­не раз­ви­тая лич­ность.

По­нять ее и пра­виль­но оце­нить тен­ден­ции раз­ви­тия об­ще­ст­ва мож­но лишь на пу­тях меж­дис­ци­п­ли­нар­но­го ана­ли­за, ко­то­рый кроме эко­но­ми­ки дол­жен вклю­чать со­ци­аль­ную пси­хо­ло­гию, со­цио­ло­гию, пра­во, по­ли­то­ло­гию и дру­гие гу­ма­ни­тар­ные нау­ки.


1.2 Вклад рос­сий­ских уче­ных в раз­ви­тие ми­ро­вой эко­но­ми­че­ской мыс­ли


Осо­бен­но­сти развития эко­но­ми­че­ской мыс­ли в Рос­сии

Раз­ви­тие бур­жу­аз­ной по­ли­ти­че­ской эко­но­мии в Рос­сии в кон­це XIX и на­ча­ле XX вв. име­ло мно­го об­ще­го с раз­ви­ти­ем ее в стра­нах За­пад­ной Ев­ро­пы и США. Все но­вые и но­вей­шие идеи и тео­рии, воз­ни­кав­шие на За­па­де, по­лу­ча­ли не­мед­лен­ное от­ра­же­ние в рус­ской эко­но­ми­че­ской ли­те­ра­ту­ре.

Мно­гие эко­но­ми­сты (это ха­рак­тер­но и для за­пад­ной эко­но­ми­че­ской нау­ки то­го пе­рио­да) го­во­ри­ли о кри­зи­се тео­ре­ти­че­ской эко­но­ми­ки во­об­ще и не­об­хо­ди­мо­сти ее пе­ре­смот­ра и ко­рен­но­го об­нов­ле­ния.

Так, П.Б. Стру­ве, один из наи­бо­лее вы­даю­щих­ся эко­но­ми­стов то­го пе­рио­да, еще в 1900 г. в ста­тье «Со­вре­мен­ный кри­зис в по­ли­ти­че­ской эко­но­мии» в жур­на­ле «Жизнь» вы­сту­пил с про­грам­мой кри­ти­ки ос­нов­ных про­блем и по­ло­же­ний по­ли­ти­че­ской эко­но­мии, тре­буя ее пе­ре­смот­ра на ос­но­ве эм­пи­риз­ма и нео­кан­ти­ан­ст­ва. Он при­зы­вал от­ка­зать­ся от клас­си­че­ской по­ли­ти­че­ской эко­но­мии, ос­но­ван­ной на идее ес­те­ст­вен­но­го за­ко­на и прин­ци­пах эко­но­ми­че­ско­го ли­бе­ра­лиз­ма. По его сло­вам, по­ли­ти­че­ская эко­но­мия долж­на стать опи­са­тель­ной нау­кой.

Раз­ви­тие эко­но­ми­че­ских воз­зре­ний в Рос­сии про­хо­ди­ло под влия­ни­ем прак­ти­ки, в тес­ной свя­зи с об­щим дви­же­ни­ем нау­ки в дру­гих стра­нах.

При ос­ве­ще­нии ис­то­рии рос­сий­ской эко­но­ми­че­ской нау­ки важ­но из­бе­жать край­но­стей. Бы­ло бы не­вер­но пред­став­лять оте­че­ст­вен­ную нау­ку как про­стое пе­ре­не­се­ние на рус­скую поч­ву эко­но­ми­че­ских идей За­па­да. Не сле­ду­ет впа­дать и в дру­гую край­ность. Раз­ви­тие со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской мыс­ли не есть пря­мое и не­по­сред­ст­вен­ное от­ра­же­ние уров­ня раз­ви­тия про­из­вод­ст­ва.

Тру­ды и раз­ра­бот­ки из­вест­ных рос­сий­ских уче­ных, как пра­ви­ло, ори­ги­наль­ны; мно­гие вы­во­ды и обос­но­ва­ния име­ют не толь­ко на­цио­наль­ную, но и бо­лее ши­ро­кую зна­чи­мость.

1. Од­ной из осо­бен­но­стей эко­но­ми­че­ской мыс­ли в Рос­сии яв­ля­ет­ся ор­га­ни­че­ская связь тео­ре­ти­че­ско­го ана­ли­за с ак­ту­аль­ны­ми про­бле­ма­ми раз­ви­тия про­из­во­ди­тель­ных сил, ре­фор­ми­ро­ва­ния со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний.

2. На про­тя­же­нии дли­тель­но­го вре­ме­ни в цен­тре вни­ма­ния рос­сий­ских эко­но­ми­стов ос­та­вал­ся кре­сть­ян­ский во­прос, про­бле­ма аг­рар­ных пре­об­ра­зо­ва­ний. Дис­кус­сии шли о про­бле­мах об­щин­но­го зем­ле­вла­де­ния, о по­вы­ше­нии эф­фек­тив­но­сти сель­ско­хо­зяй­ст­вен­но­го тру­да, о пу­тях во­вле­че­ния се­ла в сис­те­му ры­ноч­ных от­но­ше­ний.

3. В вы­дви­же­нии и обос­но­ва­нии ори­ги­наль­ных идей ак­тив­но уча­ст­во­ва­ли не толь­ко про­фес­сио­наль­ные эко­но­ми­сты, но и пред­ста­ви­те­ли дру­гих сфер зна­ния, пуб­ли­ци­сты, прак­ти­ки.

В Рос­сии в мень­шей сте­пе­ни, чем где-ли­бо, по­ли­ти­че­ская эко­номия бы­ла уни­вер­си­тет­ской и ака­де­ми­че­ской нау­кой. Про­бле­мы эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия ак­тив­но об­су­ж­да­лись в ши­ро­ких кру­гах, в го­су­дар­ст­вен­ном ап­па­ра­те и в пе­ча­ти.


Научный вклад М.И.Туган-Барановского в по­нимание экономических циклов

Од­ним из рус­ских уче­ных, по­лу­чив­ших ми­ро­вое при­зна­ние еще при жиз­ни, был Михаил Иванович Туган-БарановскИЙ (1865–1919). Его тру­ды пе­ре­во­ди­лись на мно­гие язы­ки и бы­ли ши­ро­ко из­вест­ны на За­па­де.

Уче­ный про­сла­вил­ся ори­ги­наль­ной трак­тов­кой про­бле­мы ка­пи­та­ли­сти­че­ских цик­лов и кри­зи­сов. Его кни­га «Про­мыш­лен­ные кри­зи­сы в со­вре­мен­ной Анг­лии, их при­чи­ны и влия­ние на на­род­ную жизнь» (1894) бы­ла не­обы­чай­но по­пу­ляр­ной.

Кри­ти­куя раз­лич­ные тео­рии кри­зи­сов, Ту­ган-Ба­ра­нов­ский по­пы­тал­ся дать син­те­ти­че­ское пред­став­ле­ние о ха­рак­те­ре цик­ли­че­ских ко­ле­ба­ний. Он свое­об­раз­но ис­поль­зо­вал идею Мар­кса о свя­зи про­мыш­лен­ных ко­ле­ба­ний с пе­рио­ди­че­ски­ми об­нов­ле­ния­ми ос­нов­но­го ка­пи­та­ла.

Рус­ский эко­но­мист об­ра­тил осо­бое вни­ма­ние на тес­ную связь ме­ж­ду из­ме­не­ния­ми цен на сред­ст­ва про­из­вод­ст­ва («ка­пи­таль­ные бла­га») и на­прав­ле­ни­ем вы­сво­бо­ж­даю­ще­го­ся де­неж­но­го ка­пи­та­ла, ли­бо на уве­ли­че­ние ин­ве­сти­ций, ли­бо на сбе­ре­же­ния. Он пред­вос­хи­тил ос­нов­ную идею кейн­си­ан­ской тео­рии цик­лов – идею «сбе­ре­же­ния – ин­ве­сти­ции» как глав­ную внут­рен­нюю пру­жи­ну все­го ме­ха­низ­ма дви­же­ния эко­но­ми­че­ской ак­тив­но­сти.

В сис­те­ме Ту­ган-Ба­ра­нов­ско­го на­ко­п­ле­ние ссуд­но­го ка­пи­та­ла пред­став­ле­но в ви­де на­ко­п­ле­ния па­ра в ци­лин­д­ре: ко­гда оно дос­ти­га­ет из­вест­ной вы­со­ты, ссуд­ный ка­пи­тал вы­тал­ки­ва­ет­ся в сфе­ру дей­ст­вую­ще­го ка­пи­та­ла, ко­гда же он ис­то­ща­ет­ся, про­мыш­лен­ность воз­вра­ща­ет­ся к сво­ему ис­ход­но­му пунк­ту.

Ту­ган-Ба­ра­нов­ский пер­вым сфор­му­ли­ро­вал ос­нов­ной за­кон ин­ве­сти­ци­он­ной тео­рии цик­лов: фа­зы про­мыш­лен­но­го цик­ла оп­ре­де­ля­ют­ся за­ко­на­ми ин­ве­сти­ро­ва­ния. В тер­ми­нах кейн­си­ан­ской шко­лы тео­рия цик­лов Ту­ган-Ба­ра­нов­ско­го зву­чит так: рас­ши­ре­ние ин­ве­сти­ций в от­рас­лях, про­из­во­дя­щих ка­пи­таль­ные бла­га, об­ра­зу­ет пер­во­при­чи­ну по­сле­дую­ще­го воз­му­щаю­ще­го дви­же­ния всех эле­мен­тов эко­но­ми­че­ской ак­тив­но­сти, ос­но­ву муль­ти­п­ли­ка­ци­он­но­го про­цес­са, со­стоя­ще­го во взаи­мо­свя­зан­ном рос­те всех про­из­водств и в уве­ли­че­нии об­щей сум­мы до­хо­дов с мно­жи­те­лем (муль­ти­п­ли­ка­то­ром), за­клю­чен­ным опять-та­ки в чис­том при­ра­ще­нии ин­ве­сти­ций. Этот же про­цесс мо­жет стать и при­чи­ной по­ло­жи­тель­но­го дви­же­ния эко­но­ми­че­ской ак­тив­но­сти в си­лу ог­ра­ни­чен­но­сти ин­ве­сти­ци­он­ных воз­мож­но­стей.

На­ру­ше­ние рит­ма эко­но­ми­че­ской ак­тив­но­сти, при­во­дя­щее к кри­зи­су, вы­те­ка­ет, по сло­вам Ту­ган-Ба­ра­нов­ско­го, из от­сут­ст­вия па­рал­ле­лиз­ма на раз­ных рын­ках в пе­ри­од бур­но­го про­цве­та­ния эко­но­ми­ки, не­сов­па­де­ния ме­ж­ду сбе­ре­же­ния­ми и ин­ве­сти­ро­ва­ни­ем, из дис­про­пор­цио­наль­но­сти в дви­же­нии цен на ка­пи­таль­ные бла­га и по­тре­би­тель­ские то­ва­ры, из не­рав­но­мер­но­сти в сти­му­ли­ро­ва­нии ин­ве­сти­ций в эти от­рас­ли и со­от­вет­ст­вен­но цен на них, что позд­нее полу­чи­ло на­зва­ние ак­се­ле­ра­ции (ус­ко­ре­ния), соз­да­вае­мо­го бо­лее бы­ст­рым рос­том цен на ка­пи­таль­ные бла­га.

Та­ким об­ра­зом, у Ту­ган-Ба­ра­нов­ско­го в за­ча­точ­ной фор­ме об­на-

­ру­жи­ва­ют­ся поч­ти все эле­мен­ты со­вре­мен­ной ин­ве­сти­ци­он­ной тео­рии цик­лов. О влия­нии идей Ту­ган-Ба­ра­нов­ско­го на эко­но­ми­че­скую нау­ку За­па­да сви­де­тель­ст­ву­ют, с од­ной сто­ро­ны, пря­мые ссыл­ки мно­го­чис­лен­ных ав­то­ров, с дру­гой сто­ро­ны – са­мо со­дер­жа­ние их кон­цеп­ций. Так, мыс­ли, по со­дер­жа­нию очень близ­кие к тео­рии Ту­ган-Ба­ра­нов­ско­го, раз­ви­ва­ли не­мец­кие эко­но­ми­сты А. Шпит­гоф, В. Зом­барт, фран­цуз Ж. Лес­кюр, аме­ри­кан­ский эко­но­мист У. Мит­челл и один из ко­ри­фе­ев со­вре­мен­ной эко­но­ми­че­ской нау­ки Дж.М. Кейнс.


Научный вклад А.В. Чаянова в изуче­ние крестьянского хозяйства

Вы­даю­щим­ся уче­ным, ра­бо­тав­шим в об­лас­ти эко­но­ми­ки кре­сть­ян­ско­го хо­зяй­ст­ва, сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ной коо­пе­ра­ции, ор­га­ни­за­ции аг­рар­но­го сек­то­ра былАлександр Васильевич Чаянов (1888-1937).

Глав­ным пред­ме­том ис­сле­до­ва­ний уче­но­го бы­ло се­мей­но-тру­до­вое кре­сть­ян­ское хо­зяй­ст­во во взаи­мо­дей­ст­вии с ок­ру­жаю­щей эко­но­ми­че­ской сре­дой. Эта те­ма, ак­ту­аль­ная для оте­че­ст­вен­ной эко­но­ми­че­ской нау­ки в XIX в. и в свя­зи со сто­лы­пински­ми ре­фор­ма­ми в на­ча­ле XX в., при­об­ре­ла не­обы­чай­ную зна­чи­мость в го­ды НЭПа, ко­гда кре­сть­ян­ское хо­зяй­ст­во ста­ло ос­нов­ным хо­зяй­ст­вен­ным субъ­ек­том аг­рар­но­го сек­то­ра.

В кре­сть­ян­ской стра­не про­гресс и пер­спек­ти­вы на­цио­наль­ной эко­но­ми­ки ор­га­нич­но свя­за­ны с транс­фор­ма­ци­ей мно­го­мил­ли­он­ной мас­сы кре­сть­ян­ских хо­зяйств. Во­пре­ки мне­нию боль­шин­ст­ва спе­циа­ли­стов о яко­бы не­из­беж­ном и од­но­знач­ном пре­об­ра­зо­ва­нии сель­ско­хо­зяй­ст­вен­но­го про­из­вод­ст­ва в круп­ные «фаб­ри­ки зер­на и мя­са» Чая­нов при­дер­жи­вал­ся дру­гой по­зи­ции. Он обос­но­вы­вал иной путь во­вле­че­ния кре­сть­ян­ских хо­зяйств в сис­те­му ры­ноч­ных от­но­ше­ний, в на­цио­наль­ное про­из­вод­ст­во.

В сво­их тру­дах уче­ный раз­ви­вал по­ло­же­ние об от­но­си­тель­ной ус­той­чи­во­сти се­мей­но-тру­до­вых кре­сть­ян­ских хо­зяйств. Его ар­гу­мен­ты ос­но­вы­ва­лись на том, что эти хо­зяй­ст­ва но­сят в оп­ре­де­лен­ной сте­пе­ни замк­ну­тый ха­рак­тер. Их цель не из­вле­че­ние при­бы­ли, а обес­пе­че­ние из­вест­но­го уров­ня по­треб­ле­ния кре­сть­ян­ской се­мьи.

Кре­сть­ян­ское хо­зяй­ст­во – се­мей­ное хо­зяй­ст­во. Внут­ри не­го скла­ды­ва­ют­ся до­воль­но ус­той­чи­вые свя­зи по раз­де­ле­нию обя­зан­но­стей и уча­стию в про­из­вод­ст­ве, по со­от­но­ше­нию чис­ла ра­бот­ни­ков и едо­ков, на­ли­чию ско­та и ин­вен­та­ря, по оп­ти­ми­за­ции тру­до­вых уси­лий и на­сущ­ных по­треб­но­стей.

Один из прин­ци­пов ор­га­ни­за­ции кре­сть­ян­ско­го хо­зяй­ст­ва со­сто­ит в со­блю­де­нии со­раз­мер­но­сти форм и ус­ло­вий ра­бо­ты, тех­ни­че­ских средств и руч­но­го тру­да, за­ня­то­сти на про­тя­же­нии сель­ско­хо­зяй­ст­вен­но­го цик­ла, со­от­вет­ст­вия ме­ж­ду ва­ло­вым до­хо­дом и се­мей­ным бюд­же­том.

По ме­ре уве­ли­че­ния го­до­во­го до­хо­да, до­бы­вае­мо­го тру­дом кре­сть­ян­ской се­мьи, его пре­дель­ная по­лез­ность сни­жа­ет­ся. Тя­го­стность пер­вых де­сят­ков руб­лей от­но­си­тель­но не­ве­ли­ка. По­сте­пен­но тру­до­вые уси­лия на­рас­та­ют, а по­лез­ность до­пол­ни­тель­но­го до­хо­да по срав­не­нию с за­тра­та­ми на его до­бы­ва­ние сни­жа­ет­ся.

Кре­сть­ян­ское хо­зяй­ст­во со­хра­ня­ет жиз­не­спо­соб­ность и в не­бла­го­при­ят­ных ус­ло­ви­ях. По сло­вам Чая­но­ва, ус­ло­вия внут­рен­не­го рав­но­ве­сия се­мей­но­го хо­зяй­ст­ва «де­ла­ют для не­го при­ем­ле­мы­ми очень низ­кие оп­ла­ты еди­ни­цы тру­да, даю­щие воз­мож­ность су­ще­ст­во­вать в ус­ло­ви­ях, об­ре­каю­щих ка­пи­та­ли­сти­че­ское хо­зяй­ст­во на не­со­мнен­ную ги­бель».


Научный вклад Н.Д. Кондратьева в по­нимание экономической динамики

Ми­ро­вую из­вест­ность по­лу­чи­ли тру­ды Николая ДМИТРИЕВИЧА Кондратьева (1892–1938).

Ис­поль­зуя бо­га­тей­ший ста­ти­сти­че­ский ма­те­ри­ал (при­мер­но за 140 лет) о дви­же­нии уров­ня то­вар­ных цен, про­цен­та на ка­пи­тал, за­ра­бот­ной пла­ты, обо­ро­та внеш­ней тор­гов­ли, а так­же про­из­вод­ст­ва уг­ля, чу­гу­на и свин­ца в Анг­лии, Гер­ма­нии, Фран­ции и США, он при­шел к вы­во­ду о на­ли­чии боль­ших цик­лов конъ­юнк­ту­ры, «длин­ных волн».

Во­об­ще цик­лич­ность Кон­д­рать­ев счи­та­ет внут­рен­ней за­ко­но­мер­но­стью эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия. Ре­аль­ная конъ­юнк­ту­ра все­гда оп­ре­де­ля­ет­ся на­ло­же­ни­ем друг на дру­га боль­ших цик­лов, для­щих­ся 48 – 55 лет, сред­них (тор­го­во-про­мыш­лен­ных) цик­лов дли­тель­но­стью 7 – 11 лет, ко­рот­ких цик­лов про­дол­жи­тель­но­стью 3 – 3,5 го­да и се­зон­ных цик­лов в пре­де­лах го­да.

Н.Д. Кон­д­рать­ев ус­та­но­вил ряд эм­пи­ри­че­ских за­ко­но­мер­но­стей, со­про­во­ж­дав­ших боль­шие цик­лы. Так, на­при­мер, по­вы­ша­тель­ная вол­на на­чи­на­ет­ся то­гда, ко­гда на­ка­п­ли­ва­ет­ся дос­та­точ­ное ко­ли­че­ст­во ка­пи­та­ла, иду­ще­го на ин­ве­сти­ции в об­нов­ле­ние тех­ни­ки и соз­да­ние но­вых тех­но­ло­гий.

По­вы­ше­ние тем­па эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, ос­лож­няе­мое сред­ни­ми цик­ла­ми, вы­зы­ва­ет обо­ст­ре­ние борь­бы за рын­ки сбы­та, вы­зы­ва­ет рост со­ци­аль­ных про­ти­во­ре­чий, по­ми­мо то­го, со­про­во­ж­да­ет­ся «со­зре­ва­ни­ем» тех­но­ло­гий. В ка­кой-то мо­мент темп на­ко­п­ле­ния ка­пи­та­ла умень­ша­ет­ся и со­кра­ща­ет­ся ко­ли­че­ст­во сво­бод­но­го ка­пи­та­ла, что ве­дет к пе­ре­ло­му в ди­на­ми­ке раз­ви­тия.

В пе­ри­од по­ни­жа­тель­ной вол­ны про­ис­хо­дят ак­ку­му­ля­ция сво­бод­но­го ка­пи­та­ла и рост уси­лий по со­вер­шен­ст­во­ва­нию тех­ни­ки, что соз­да­ет пред­по­сыл­ки для но­во­го подъ­е­ма.

В ми­ро­вой эко­но­ми­че­ской нау­ке ин­те­рес к про­бле­ме цик­лов и за­ко­но­мер­но­стей цик­ли­че­ско­го раз­ви­тия обо­ст­рил­ся по­сле Ве­ли­кой де­прес­сии (эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са 1929-1933 гг.). Ги­по­те­за Кон­д­рать­е­ва на­шла мно­го сто­рон­ни­ков и по­сле­до­ва­те­лей. Она проч­но во­шла в чис­ло круп­ней­ших дос­ти­же­ний ми­ро­вой нау­ки.

С тех пор дли­тель­ные цик­лы на­зы­ва­ют­ся «цик­ла­ми Кон­д­рать­е­ва» на­ря­ду с трех­лет­ни­ми цик­ла­ми Кит­чи­на, де­ся­ти­лет­ни­ми цик­ла­ми Жюг­ля­ра и т.д.


Традиции экономи­ко-математической школы в России и СССР

Раз­ра­бот­ку тео­ре­ти­че­ских идей, ос­но­ван­ных на при­ме­не­нии ма­те­ма­ти­че­ских ме­то­дов в эко­но­ми­че­ских ис­сле­до­ва­ни­ях, сле­ду­ет счи­тать од­ним из важ­ных дос­ти­же­ний рос­сий­ской эко­но­ми­че­ской нау­ки.

Эта тра­ди­ция воз­ни­ка­ла во вто­рой по­ло­ви­не XIX в., она скла­ды­ва­лась на ос­но­ве ра­бот «чис­тых» ма­те­ма­ти­ков, за­ни­мав­ших­ся эко-

­но­ми­че­ски­ми ис­сле­до­ва­ния­ми, и на ос­но­ве раз­ра­бо­ток про­фес­сио­наль­ных эко­но­ми­стов, ис­поль­зо­вав­ших ма­те­ма­ти­ку для ана­ли­за хо­зяй­ст­вен­ных про­цес­сов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: