Функция спроса — функция, определяющая объем спроса в зависимости от влияющих на него различных факторов.
Важнейшим из них является цена (P) на единицу блага в данный момент. Мы уже выяснили, что чем ниже цена, тем выше объем спроса, и наоборот.
Изменение цен означает движение точки по кривой спроса:
![]() |
P
P1

P2
D
![]() |
0 Q1 Q2 Q
Если цена падает (P2< P1), то соответствующий ей объем спроса растет (Q2>Q1), то есть точка сдвигается вправо по убывающей кривой спроса. И наоборот, если цена растет (P2> P1), то соответствующий ей объем спроса падает (Q2<Q1), то есть точка сдвигается влево по убывающей кривой спроса.
Кроме цены на спрос влияют другие факторы:
1) увеличение (или сокращение) доходов потребителя (I – income),
2) изменение вкусов и предпочтений (Z),
3) ценовые и дефицитные ожидания (W – waiting),
4) изменение цен товаров-субститутов (Psub)
5) изменение цен комплементарных товаров (Pcom),
6) рост (или уменьшение) количества покупателей (N)
и прочие факторы (B), например, колебания расходов на рекламу.
Спрос является функцией всех этих факторов:
Qd = F(P, I, Z, W, Рsub, Рсоm, N, В),
Изменение этих факторов способствует сдвигу кривой спроса вправо или влево:
P
![]() |
D1 D D2
![]() | |||||
![]() | |||||
![]() |
0 Q
Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение объема спроса по каждой цене, т.е. сдвиг кривой D в положение D2. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств, которые будут выяснены позже. Такая ситуация типична для большинства, но не для всех товаров.
Нормальный товар - это такой товар, объем спроса на который увеличивается с ростом дохода при каждом значении цены.
Низший товар - такой товар, объем спроса на который падает с ростом дохода.
Низшими обычно являются товары, для которых существуют альтернативные, характеризующиеся более высоким качеством или большими удобствами.
Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низшие товары снижается, т.е. кривая перемещается из положения D в положение D1.
Рост цен на товар-субститут данного товара, повышает спрос на данный товар. Наоборот, повышение цен на комплемент сокращает спрос на данный товар.
На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.












