Упражнения. Перед вами таблица производственных возможностей

Перед вами таблица производственных возможностей:

Возможности A B C D E
Станки с ЧПУ (тыс. шт.)          
Прокатное оборудование (тыс. ед.)          

a. Постройте кривую производственных возможностей.

b. Какие условия должны быть соблюдены, чтобы положение экономики соответствовало точке на кривой производственных возможностей?

c. Если экономика производит 6 тысяч станков ЧПУ, то сколько может быть произведено единиц прокатного оборудования?

d. Какова альтернативная стоимость трех станков ЧПУ?

e. Если экономика находится в точке D, то какова альтернативная стоимость трех дополнительных станков ЧПУ?

f. Обозначьте точкой М на графике положение экономики, соответствующее выпуску 6 тысяч станков ЧПУ и 25 тысяч единиц прокатного оборудования. Что означает данная комбинация выпуска товаров? Каковы упущенные возможности экономики?

g. Что означает комбинация выпуска товаров, заданная точкой N(14;35)?

Решение:

a. Для построения кривой производственных возможностей изобразим оси координат, обозначив ось абсцисс как «Станки ЧПУ», ось ординат – «Прокатное оборудование». Нанесем и соединим точки, соответствующие данным таблицы: A (0;40), B (3;38), C (6;35), D (9;22), E (12;0)

 
 


Прокатное

оборудование

40 A

38 B

35 C · N

a

M ·

22 b D

E

0 3 6 9 12 Станки ЧПУ

b. Чтобы положение экономики соответствовало точке на кривой производственных возможностей, необходимо выполнение двух условий:

а) полное использование ресурсов;

б) максимальный выпуск продукции.

c. Если произведено 6 станков ЧПУ, то экономика переместилась из точки A, в которой нет ни одного станка, в точку С, соответствующую 6 станкам. Альтернативная стоимость (то есть коли-

чество единиц прокатного оборудования, которыми при этом пожертвовала экономика) равна 5 (40 – 35). То есть, выпустив 6 станков ЧПУ, экономика уже не сможет произвести 5 единиц прокатного оборудования. Следовательно, она может произвести не более 35 единиц.

d. Для производства трех станков ЧПУ экономика должна переместиться из точки A в точку B, при этом она потеряет возможность произвести 2 единицы прокатного оборудования (40 – 38). Значит, альтернативная стоимость 3 станков ЧПУ равна 2 единицам прокатного оборудования.

e. Если экономика находится в точке D, то уже произведено 9 станков ЧПУ. При производстве трех дополнительных станков экономика должна переместиться в точку E, при этом она пожертвует производством 22 (22 – 0) единиц прокатного оборудования.

f. Точка М (6;25) находится внутри кривой производственных возможностей, это значит, что имеющиеся ресурсы используются не полностью или выпускается не максимальное количество продуктов. Экономика упускает возможность произвести или 10 единиц прокатного оборудования (вектор а), или 8 станков ЧПУ (вектор b).

g. Точка N (14;35) лежит вне кривой производственных возможностей, это означает такую комбинацию станков ЧПУ и прокатного оборудования, которая недостижима в данной экономике. При производстве 35 единиц прокатного оборудования можно произвести лишь 6 станков ЧПУ, а не 14. Максимально возможное количество станков ЧПУ равно 12, при этом не останется ресурсов ни на одну единицу прокатного оборудования.


Задачи, тесты, ситуации

1. Заполните таблицу:

Экономические системы Основной фактор, определяющий решение экономической проблемы
Что производить? Как производить? Для кого производить?
Традиционная      
Рыночная      
Плановая      
Смешанная      

2. Абстрактная экономическая ситуация: из-за производства 1 кг алюминия было недополучено 10 керамических ваз. Какому из вариантов производственных возможностей это соответствует?

Продукт Вариант
A B C D
Алюминий, кг                
Вазы, штук                

В заданиях 3 - 5 укажите единственно верный ответ:

3. Проблемы что, как и для кого производить имеют отношение:

а) только к централизованно планируемой экономике;

б) только к рыночной экономике;

в) к любой экономике.

4. Считается, что в США, Великобритании, Германии доминирует смешанная экономика, потому что:

а) фирмы занимаются производством только с разрешения правительства;

б) и государство, и сектор бизнеса взаимодействуют в решении основных экономических вопросов;

в) государство не оказывает влияния на рынок.

5. Кривая производственных возможностей для двух разных продуктов отражает следующую ситуацию:

а) необходимость увеличения производства одного товара, чтобы получит большее количество второго товара;

б) стоимость производства одного товара равняется стоимости другого товара, от производства которого экономика отказалась;

в) предпочтение потребителем одного товара приводит к прекращению производства другого товара.

В заданиях 6 – 9 определите, верны или неверны приведенные утверждения:

6. В рыночной экономике проблемы что, как и для кого производить решаются с помощью ценового механизма.

7. Безграничные материальные потребности обусловливают ограниченность ресурсов.

8. Если на графике точка, характеризующая производство в данном году, располагается внутри кривой производственных возможностей, то в экономике неполностью используются производственные ресурсы.

9. Распорядитель собственности всегда является ее владельцем.


Ответы:

1.

Экономические системы Основной фактор, определяющий решение экономической проблемы
Что производить? Как производить? Для кого производить?
Традиционная традиции традиции традиции
Рыночная спрос прибыль доход
Плановая план план план
Смешанная спрос прибыль доход

2.B;

3.в; 4.б; 5.б;

6.в; 7.в; 8.н; 9.в.


Тема 3. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОК


Учебные цели:

· уметь объяснить различие между понятиями «спрос» и «объем спроса», «предло­жение» и «объем предложения»;

· уметь различать и отделять факторы, воздействующие на изменение объема спроса и на изменение спроса, объема предложения и на изменение предложения;

· правильно определять направления смещения кривых спроса и предложения в случае их увеличения или снижения;

· понимать различия между нормальными и низшими товарами, товарами-субститутами и то­варами-комплементами, уметь приводить примеры тех и других;

· уметь объяснить, как в результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночное рав­новесие;

· уметь находить на графике новую точку равновесия, исходя из предлагаемых обстоятельств, оказываю­щих влияние на изменение местоположения кривых спроса и предложения;

· уметь объяснять, какие причины приводят к наруше­нию рыночного равновесия и возникновению дефици­та и избытка, уметь рассчитывать величину избытка и дефицита ана­литически и графически;

· понимать, к каким последствиям приводит образова­ние дефицита и избытка товаров, и уметь прогнозиро­вать действия государства, связанные с возникновени­ем дефицита и избытка;

· объяснять, что такое эластичный, неэластичный, аб­солютно эластичный, абсолютно неэластичный спрос и спрос с единичной эластичностью по цене, иллюс­трируя каждое понятие соответствующим ему приме­ром и с помощью графиков;

· видеть условность деления товаров на предметы первой необходимости и предметы роскоши;

· используя полученное значение коэффициента элас­тичности спроса по доходу, уметь классифицировать товары по группам: нормальные товары, низшие товары, товары первой необходимости;

· уметь рассчитывать коэффициент перекрестной элас­тичности спроса по цене и на его основе клас­сифицировать товары по группам: взаимозаменяе­мые товары, дополняющие товары, нейтральные товары;

· уметь определять понятия эластичности предложения, эластичного и неэластичного предложе­ния, иллюстрировать их с помощью примеров;

· уметь выделять области практического применения те­ории эластичности для решения микроэкономических проблем при разработке ценовой стратегии отдельной фирмы, а также при осуществлении макроэкономического регулирования экономики государством.


Логику поведения главных субъектов рынка - покупателей и продавцов - отражают две рыночные силы - спрос и предложение.

Итогом их взаимодействия становится сделка - соглашение о купле продаже товара в определенном количестве и по определенной цене.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: