Ценовая война

Ценовая войнаэто цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Снижение цен будет про­должаться до тех пор, пока цена не упадет до уровня предельных из­держек. Цена фактически станет такой же, как и в условиях совер­шенной конкуренции, а экономическая прибыль в результате вой­ны станет равной нулю. От ценовой войны выиграют потребители и проиграют производители. К несчастью для потребителей, ценовые войны скоротечны и в настоящее время бывают довольно редко.

Конкурентная борьба друг с другом чаще приводит к соглашениям, учитывающим возможные действия других производителей.


Картель

Картель - это объединение фирм, согла­сующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию. Фирмы, вошедшие в картель выра­батывают совместную стратегию (по поводу цен, объемов производства), устанавливают квоты для каждого участника и создают механизм кон­троля над выполнением принятых решений. Установление единых монопольных цен повышает выручку всех участников, но рост цен достигается путем обязательного снижения объема продаж.

В настоящее время явные соглашения картельного типа встречаются редко. Гораздо чаще можно наблюдать неявные соглашения.


Тайный сговор

Тайный сговор это негласное соглашение о ценах, разделении рын­ков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуют­ся законом.

Если между участниками сговора достигнута твердая договоренность, то олигополия вырождается в чистую монополию.

Однако тайный сговор не может быть прочным длительное вре­мя. Высокий уровень прибыли и монопольная цена привлекают в эту отрасль новых производителей, что обостряет конкуренцию. Чем больше число участников, тем труднее им договориться между собой. Поэтому в современном мире чаще всего встречаются не

оформ­ленные соглашения, а молчаливая договоренность (вроде лидерства в ценах). Обычно движение цен происходит при этом ступенями, причем лидер отрасли (самая крупная или самая техни­чески оснащенная фирма) заблаговременно информирует других производителей (например, через отраслевой журнал) о предстоя­щем повышении цен. Принимая решение, лидер стремится сделать его общеприемлемым, поэтому в отраслях, действующих по этой мо­дели, норма прибыли не максимальна, хотя и выше средней.


ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: