Ценовая и неценовая конкуренция

Конкуренция может быть ценовой и неценовой.

Ценовая предполагает продажу товаров и услуг по ценам, кото­рые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы. Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техничес­кому превосходству.

При организации конкуренции хозяйствую­щие субъекты неред-

ко прибегают к недозволенным методам воздействия на кон­курентов. Такая деятельность получила в литературе название «недобросовест­ной конкуренции». Так, субъекты прибегают к дискредитации как самих конкурентов, так и товаров, выпускаемых ими.


Преимущества и недостатки конкуренции

Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.

Преимущества:

· способствует более эффективному использованию ресурсов при производ­стве необходимых для общества товаров;

· вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

· создает условия по оптимальному использованию научно-техничес­ких достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организа­ции и управления производством;

· обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

· нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потреб­ностей и на повышение качества товаров и услуг.

Недостатки:

· не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие жи­вотные, запасы недр, морей и океанов);

· отрицательно сказывается на защите окружающей среды;

· не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);

· не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;

· не гарантирует право на труд, на доход, на отдых;

· не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной не­справедливости и расслоению общества на богатых и бедных.


Рыночные структуры


Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, определяемые числом и размером фирм, типом предлагаемого товара, степенью контроля над ценами, сложностью входа в отрасль и выхода из нее, доступностью информации, называются рыночной структурой.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: