Конкуренция может быть ценовой и неценовой.
Ценовая предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы. Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.
При организации конкуренции хозяйствующие субъекты неред-
ко прибегают к недозволенным методам воздействия на конкурентов. Такая деятельность получила в литературе название «недобросовестной конкуренции». Так, субъекты прибегают к дискредитации как самих конкурентов, так и товаров, выпускаемых ими.
Преимущества и недостатки конкуренции
Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.
Преимущества:
· способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров;
|
|
· вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;
· создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством;
· обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
· нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров и услуг.
Недостатки:
· не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);
· отрицательно сказывается на защите окружающей среды;
· не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);
· не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;
· не гарантирует право на труд, на доход, на отдых;
· не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
Рыночные структуры
Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, определяемые числом и размером фирм, типом предлагаемого товара, степенью контроля над ценами, сложностью входа в отрасль и выхода из нее, доступностью информации, называются рыночной структурой.