mT =
Следует обратить внимание на два момента:
• мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его воздействие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов — к росту совокупно го дохода.
• по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов. Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения государственных закупок и налогов.
Влияние трансфертов
Мультипликативным эффектом обладают и трансферты. Трансферты представляют собой как бы «антиналоги».
Они, так же как и налоги, оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос (через изменение потребительских расходов). Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение — к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной величине налогов означает изменение располагаемого дохода.)
|
|
Выведем формулу мультипликатора трансфертов. Изменение трансфертов означает изменение располагаемого дохода:
Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии
ΔTr = ΔYd
с величиной предельной склонности к потреблению:
ΔC = ΔYd ´ MPC = ΔTr ´ MPC
а изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:
ΔY = ΔC ´ = ΔTr ´ MPC ´ = ´ ΔTr
Величина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна
MTr = или MTr =
Таким образом, величина простого мультипликатора любого инструмента фискальной политики определяется только предельной склонностью к потреблению (или соответственно предельной склонностью к сбережению) и не зависит от величины государственных закупок, аккордных налогов или трансфертов.
Мультипликатор трансфертов — это коэффициент, который показывает на сколько увеличивается совокупный доход при увеличении трансфертов на единицу.
MTr =
По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) — прямое.
Социальные трансфертные выплаты — трансферты домашним хозяйствам — воздействуют на совокупный спрос, а трансферты фирмам — субсидии — и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Увеличение субсидий и субвенций, введение льготного инвестиционного кредита и др. расширяют возможности внутреннего финансирования фирм и увеличения производства, что не только ведет к росту инвестиционных расходов, увеличивая совокупный спрос, но и уменьшает издержки фирм на производство единицы продукции, а это служит стимулом для роста совокупного предложения. Сокращение трансфертов уменьшает и совокупный спрос, и совокупное предложение.
|
|