Воздействие инструментов фискальнойполитики на совокупный спрос

Использование инструментов фискальной политики для регулирования совокупного спроса предполагает их воздействие на величину совокупных расходов.

Влияние этих инструментов на совокупный спрос разное. Вспомним формулу совокупного спроса:

AD = C + I + G + Xn.

Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое и непосредственное воздействие на величину совокупных расходов, т.е. на совокупный спрос, и изменяет величину совокупного выпуска и дохода. Изменение налогов и трансфертов означают лишь перераспределение совокупного дохода, и их воздействие на совокупный спрос косвенное — через изменение величины потребительских (поскольку меняется величина располагаемого дохода домашних хозяйств) и инвестиционных (так как меняется величина прибыли, остающаяся в распоряжении фирм) расходов.

Исследование влияния инструментов фискальной политики на совокупный спрос проводилось Дж.М. Кейнсом и его последователями, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной для стабилизации экономики, и прежде всего для преодоления рецессии в экономике. Это предположение основывалось на идее, что все инструменты фискальной политики воздействуют на эко­номику с эффектом мультипликатора.

Механизм действия мультипликатора основан на том, что расходы од­ного экономического агента превращаются в дополнительные доходы дру­гого и соответственно служат предпосылкой для увеличения его расходов, что создает дополнительный доход третьему экономическому агенту, расхо­дование которого увеличивает доход следующего агента и т.д. В результате совокупный доход оказывается гораздо больше, чем первоначальное изме­нение расходов.

Влияние государственныхзакупок

Рассмотрим механизм воздействия изменения государственных закупок на совокупный спрос. Предположим, что государство дополнительно закупило товаров или услуг на 100 дол., т.е. ΔG = 100 дол. Продавец товара или ус­луги получил дополнительный доход на эту сумму. Это означает, что его рас­полагаемый доход увеличился, а поскольку располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S), то рационально действующий экономиче­ский агент потратит на потребление не весь свой дополнительный доход — часть прироста дохода он использует на увеличение сбережений. Эту идею Кейнс назвал основным психологическим законом и сформулировал следу­ющим образом: «Основной психологический закон... состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, как растет доход»[1]. Как известно, Кейнс ввел понятия предельной склонностью к потребле­нию (MPC) и пре­дельной склонности к сбережению (MPS ). Их величины для каждой страны достаточно стабильны (неиз­менны), поскольку обусловлены ее национальными, историческими и культурными особенностями.

Предположим, что экономические агенты тратят на увеличение потребления 80% прироста своего дохода, а 20% сберегают. Это означает, что MPC = 0,8, a MPS = 0,2.

Когда государство увеличивает свои закупки на 100 дол., то этим оно создает какому-то экономическому агенту дополнительный доход, равный 100 дол., из которого 80 дол. он потратит на увеличение потребления и 20 дол. — на увеличение сбережений. Потратив 80 дол., он создаст дополни­тельный доход другому агенту, из которого последний 64 дол. (80 ´ 0,8 = 64) потратит на увеличение потребления и 16 дол. (80 ´ 0,2 = 16) — на прирост сбережений. Полученные 64 дол. дополнительного дохода продавец также по­тратит на дополнительные потребление (51,2 дол.) и сбережения (12,8 дол.). Далее этот процесс будет развиваться по тем же законам.

Общий прирост совокупного дохода (ΔY) в результате роста государствен­ных закупок составит сумму приростов доходов всех экономических агентов:

ΔY = ΔY1+ΔY2+ΔY3+ΔY4+....

А поскольку прирост дохода каждого следующего экономического агента равен дополнительному доходу предыдущего агента, умноженному на пре­дельную склонность к потреблению (MPC), то изменение совокупного дохода равно

ΔY = ΔG + ΔG´MPC + (ΔG´ MPC)´ MPC + (ΔG´ MPC2)´ MPC+ (ΔG ´ MPC3)´ MPC +... = ΔG(1+MPC+ MPC2+ MPC3+ MPC4 +...).

В скобках получаем бесконечно убывающую геометрическую прогрес­сию (а это и есть математический смысл мультипликатора) со знаменателем меньше единицы (по определению MPC < 1), сумма которой равна . В результате

ΔY = ΔG ´

Подставим численные значения:

ΔY = 100 + 80 + 64 + 51,2 +... = 100´ = 100´5 = 500.

Таким образом, в результате роста государственных закупок на 100 дол. совокупный доход вырос пятикратно. Величина называется мультипликатором автономных расходов MA (в данном случае государст­венных закупок — MG, но по этой же формуле рассчитывается мультип­ликатор автономных потребительских (MC) и автономных инвестицион­ных (mI) расходов):

MA = MG =

Мультипликатор автономных расходов — это коэффициент, который по­казывает, на сколько увеличится (уменьшится) совокупный доход (Y) при рос­те (уменьшении) автономных расходов (А) на единицу.

MA =

соответственно

mG =

Мультипликатор действует в обе стороны: при росте автономных расхо­дов (в нашем случае государственных закупок товаров и услуг) совокупный доход мультипликативно увеличивается, при уменьшении автономных рас­ходов совокупный доход мультипликативно сокращается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: