Введение. «мир велик, и душе всегда необходимо разнообразить наслаждение так, что даже самое незначительное произведение искусства на своем месте всегда будет иметь

«Мир велик, и душе всегда необходимо разнообразить наслаждение так, что даже самое незначительное произведение искусства на своем месте всегда будет иметь ценность».

И.В. Гете «Об арабесках»

Искусство шпалерного ткачества – одно из самих древних на земле. Каждое государство, каждая эпоха вносили существенные изменения и в технологию, и в образно-пластичную концепцию шпалеры.

Классическая западноевропейская шпалера – это односторонний безворсовый ковер с сюжетными или орнаментальными изображениями, как правило, не повторяемыми. Шпалеры, выполненные на ткацких станках с основой, натянутой вертикально, получили название готлис, а с основой, натянутой горизонтально – баслис. После завершения работы шпалеры, выполненные в той или другой технике, различить практически невозможно. Разница может быть определена только с помощью картона – рисунка, по которому создавались шпалера. Шпалера, вытканная в технике, готлис повторяет оригинал буквально, а шпалера, вытканная в технике баслис – зеркально.

В разных странах и в разные эпохи ковры и шпалеры назывались по-разному. На греческом языке ковер назывался тапес, на латинском – тапетиум. Сегодня в мировой практике для обозначения художественного текстиля употребляется термин таписерия, что соответствует английскому слову tahestry и немецкому - Bildteppich.

В русском языке сосуществуют практически два равноправных термина: шпалера и гобелен. Гобеленами сначала называли изделия знаменитой мануфактуры Гобеленов в Париже. Потом термин «гобелен» соответствовал всем произведениям, выполненным в технике шпалерного ткачества. В настоящее время в широкой художественной практике укоренилось употребление термина «гобелен», а в научном мире принят термин «шпалера».


СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

В Древнем Египте репсовое переплетение было известно еще во времена Нового царства (XVI-XI столетие до н.э.). В Египетском музее Каира сохранилась льняная ткань, сотканная разноцветными узорами с изображением лотосов и скарабеев. Она была найдена в гробнице Тутмоса ІV, а ее производство датируется 1400 годом до н.э.

Наивысшим художественным совершенством отличались коптские ткани. Расцвет искусства коптов - египтян, исповедавших христианство, приходится на период господства византийского искусства в Египте (конец IV - начало VII столетия). Мифологические и жанровые мотивы коптских тканей, основанные на традициях искусства Древнего и эллинистического Египта, позже заменяются в коптских тканях христианскими сюжетами. Много древних мотивов и приемов ткачества коптов, сохраняются в современном ручном ткачестве. В Египте коптские ткани использовались в качестве драпировки, а также для украшения одежды. Подбор и тонкость рисунка, умелое соединение изображений людей и животных с декоративно-орнаментальной системой композиции близкой к живописи и мозаике характеризует ткацкое мастерство древних коптов. По этим тканям судят о многих потерянных сюжетах и орнаментальных мотивах памятников культуры фресок, надгробий, рельефов эллинистического и раннего архаического периодов развития искусства Египта.

Приемы шпалерного ткачества были хорошо известны и на другом континенте. До наших дней сохранились ткани, сотканные в период доколумбовской Америки. Образцы этого искусства ткачества хорошо сохранились в сухом климате Перу. Самые ранние из них относятся к 2500 г. до н.э. Вытканные из шерсти и хлопка репсовым переплетением эти древние изделия ручного ткачества достигают невероятно большой плотности: на 1 см ткани приходится 200 уточных нитей (по сравнению с современными тканями это в 10 раз больше). Такую ткань использовали, как окантовку для одежды, а иногда ей украшали и всю одежду.

В Азии в технике шпалерного ткачества работали китайские мастера. Хорошо известны работы мастеров эпохи Сун (X-XIII столетия) и более поздние работы, относящиеся к XVIII столетию. Основа и уток в них были только из шелка, потому шелковые ковры-панно «кэсы» (буквально «резаный шелк») отличались невероятной тонкостью и эластичностью. Число уточных нитей на 1 см достигало 116 нитей. Кэсы знамениты своими сложными грациозными композициями с пейзажно-растительными мотивами, рафинированной коллористической гаммой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: