Рекомендации по выполнению приема. Петли нельзя сильно затягивать, иначе стянутся нити основы

Петли нельзя сильно затягивать, иначе стянутся нити основы. В случае, когда изменяют цвет нитей утка, концы утков просто оставляют на изнанке. После двух-трех рядов уже заметно, что петли размещаются равномерными косыми стежками и направлены в одну сторону. Внешне они похожи на полукосички.

6.1.2.5. Встречная обвивка. Этот прием часто называют «суммах», как и одноименные кавказские ковры, вытканные в такой технике. Техника сумах широко используется в современной таписерии. Исполнение данного приема показано на рис. 31.

Рис.31. Техника выполнения приема встречной обвивки

1 – обвивочный уток (полная прокидка);

2 – каркасный уток (одинарная прокидка).

Для выполнения приема возьмем темный уток и обовьем основу петлями по всему ряду, как при односторонней обвивке (рис. 31, а). Переплетаем кромки полотном, а затем делаем обвивку в обратную сторону, держа уток в левой руке и поднимая пары нитей основы правой рукой. Петлей обводим основу с правой стороны влево. Для закрепления обвивки второго ряда прокладываем каркасный уток (рис. 31,b) одинарной или полной прокидкой. Полная прокидка (слева-направо и обратно справа-налево) делает ряды косичек более выразительными. Фрагмент гобелена, вытканный в такой технике, показан на рис. 32.

Рис. 32. Фрагмент гобелена, выполненный приемом встречной обвивки

Благодаря тому, что обвивка направлена в разные стороны, ряды петель ничем не отличаются от фактуры полотна, связанного спицами. Каждые два ряда полукосичек превращаются в косичку или «елочку».

6.1.2.6. Свободная обвивка. Эту технику удобно использовать в том случае, когда узор состоит из тонких линий. Это позволяет рельефно выделить рисунок на гладком фоне, вытканном полотняным или репсовым переплетением. Техника исполнения свободной обвивки показана на рис. 33.

Нить узорного обвивочного утка может свободно обвивать любое количество нитей основы в нужном направлении по прямыми или по наклонным линиями (рис. 33, а).

Один из любимых приемов художника-гобеленщика – обвивка одиночных нитей основы, между которыми пропущено несколько нитей основы (рис. 33, b). Обвивая таким образом нити основы, весь узорный обвивочный уток остается на лицевой стороне. Этот прием можно использовать для обвивки фрагмента гобелена в любом направлении.

Рис. 33. Техника свободной обвивки по контуру узора (а); с

пропуском двух нитей основы (b):

1 – обвивочный уток;

2 – фоновый уток.

6.1.2.7. Обвивка «летящей» нитью. « Летящей» нитью образно назвали нить утка, которая тянется по верху лицевой стороны гобелена. Зиґзаґообразный, или змеевидный, характер нити образуется при продергивании ее между двумя, четырьмя или большим количеством прокидок утка уже вытканной части поверхности гобелена. Нити свободно свисают на вытканной части поверхности гобелена и в том месте, где пройдет летящая нить, ее подхватывают и зацепляют одновременно за уток и основу. Такое движение повторяется столько раз, сколько нужно для завершения фигуры, образуемой летящей нитью. Характер и форма зиґзаґа зависят от количества прокидок утка и от места их захвата (рис. 34).

Рис. 34. Техника обвивки «летящей» нитью

«Летящая» нить позволяет быстро и тонко «обрисовывать» детали рисунка гобелена, создавать любые импровизации. Часто такое плетение встречается в коптских тканях из пурпурных шерстяных нитей, где льняными нитями «прорисованы» фигуры людей и животных.

6.1.2.8. Проскок «летящей» нитью. Техника выполнения приема показана на рис. 35.

Рис. 35. Обвивка летящей нитью с проскоком:

а - проскок в две уточные нити;

b – проскок в четыре уточные нити.

Создание фигурных вертикалей по поверхности гобелена применяется для обогащения фактуры гобелена.

В этих случаях «летящая» нить протягивается иглой по готовой поверхности гобелена или в процессе ткачества. Нить должна проходить ровными «скачками» параллельно или почти параллельно основе, обвивая одну и ту же или захватывая соседнюю основную нить. Длина скачка зависит от того, через сколько прокидок утка идет захват.

6.1.2.9. Перекрещивающиеся стежки. В коптском ткачестве можно встретить тонкую геометрическую орнаментацию, выполненную льняной уточной нитью по пурпурной шерстяной поверхности ткани. В современном гобеленовом ткачестве геометрический орнамент чаще всего встречается на сумках, поясах и других деталях одежды. Такой прием выполняется иглой по готовой поверхности гобелена или в процессе его ткачества. Две «летящие» нити, косые по отношению к вертикальной основе, перекрещиваются между собой на лицевой поверхности гобелена. Затем каждая из них вытягивается на изнанку и, перекрещиваясь там, опять возвращается на лицевую сторону для повторения мотива (рис. 36).

Рис. 36. Перекрещивающиеся стяжки декоративного утка

6.1.2.10. Вертикальная цепочка. Иногда рисунок художника требует на поверхности гобелена выпуклых вертикалей, которые имитируют звенья цепи. Цепочки выполняются в виде парных проскоков «летящей нитью утка». Иногда звенья цепочки разделяются одной или несколькими основными нитями (рис. 37,а). Но чаще каждая пара обвивается вокруг соседних нитей основы в противоположных направлениях (одна вправо, другая влево) рис.37,b. Цепочка также может выполняться вышиванием иглой по готовой поверхности гобелена.

Рис. 37. Техника исполнения вертикальной цепочки: а – правая цепочка; b – левая цепочка

6.1.2.11. Букле. Коптские и перуанские ткачи часто применяли разнообразные декоративные фактурные эффекты. Одним из них было буклирование, характеризующееся петлями разной высоты. Петли образовывали не натянутой уточной нитью, свисающей между двумя нитями основы (рис. 38). Чтобы удержать петельки на своих местах, прокидки утка тщательно пришивали. Характер фактуры гобелена мог меняться в зависимости от частоты и длины вытянутых петель.

Рис. 38. Букли в виде вытянутых петель

6.1.2.12. «Плавающая» основа. Рассмотрим еще один не сложный прием, используемый для создания декоративного эффекта на гобелене. Он используется в современной таписерии и заключается в том, что мастер намеренно оставляет непокрытыми утком одну или несколько нитей основы. Видимые с лицевой стороны гобелена они как бы образуют вертикальные штрихи (рис. 39).

Рис. 39 Техника исполнения приема «плавающая» основа

Выполнение больших участков гобелена таким способом придает ему зыбкость и воздушность, поэтому прием называется «плавающая» основа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: