Рекомендации относительно выполнения приема

Поскольку гобелен ткется вверх, то в первую очередь выполняют ту часть узора, которая нуждается в обрамлении. Потом выполняется косая прокидка, и только следом за ней заполняются утком правая и левая части мотива.

Цветной контур обогащает композицию.

Темный или светлый контур уменьшает контраст, объединяет самые разнородные цвета, создает цветовую целостность.

Черный контур притемняет цветовое пятно, белый – высветляет, а серый – соблюдает нейтралитет.

Контур может быть тонким или толстым, одинаковым по толщине или разным, привлекать к себе активное внимание или легкими штрихами слегка выхватывать фигуру из фона.

Черны, белый и серый цвета легко входят в композицию и объединяют цвета.

6.1.2. Обвивание нитей основы. Среди более сложных способов, позволяющих подчеркнуть контур узора, одним из самых древних является техника обвивки нитей основы. Эта техника часто встречается в тонких коптскихтканях, особенно при сочетании льняного и шерстяного утка.

Если одним витком утка обвить одну или несколько нитей основы, они станут изолированными одна от другой. Такое подчеркивание контура достигается последовательной обвивкой утком нитей основы. При обвивании утком группы нитей основы возникает более рельефная линия. Ее толщина зависит от количества обвитых нитей основы. Если гобеленщик хочет четко и рельефно подчеркнуть какую-то линию, прямую или выгнутую, сделать обрамление мотива, он обвивает нити основы по лицевой стороне гобелена. Нить утка проходит при этом от одной нити основы к другой. Применяется обвивание двух, трех, четырех или даже десяти нитей.

В зависимости от того, в какую сторону прокладывается обвивочный уток, обвивание может идти и вправо, и влево. Возможно также использование одной или нескольких дополнительных нитей, натянутых в направлении утка. В этом случае нить утка навивается и на нити основы, и на дополнительные нити, что создает особенную рельефную фактуру гобелена.

Рассмотрим некоторые способы обвивки.

6.1.2.1. Простая обвивка. Контур фрагмента узора можно оформить обвивочной нитью, как показано на рис. 27. Этот прием пришел в гобеленовое ткачество из ковроткачества. Здесь основной эффект достигается рельефной фактурой дополнительного утка (на рис. 27 это белый уток), который согласно рисунку обвивает нити основы по контуру мотива. При этом уток фона выполняет как бы второстепенную роль.

6.1.2.2. Гампаж. Обвивку контура можно делать во всех направлениях и в любую сторону. Особенно удобно использовать прием обвивки для контура, идущего круто вверх.

Рис. 27. Техника исполнения приема «обвивка контура»

Вертикальный контур делают, обвивая одну нить основы одним из двух показанных способов (рис. 28). Обвивать можно как отдельно идущую нить основы (рис. 28,а), так и нить основы, переплетенную утком (рис. 28,b) Такие способы обвивки называеются гампаж. С помощью этого приема даже контур того же цвета, что и сам мотив, создает декоративный эффект. Его можно усилить, применив для обвивочного утка более толстую нить. Рельефная линия всегда обогащает фактуру гобелена.

Рис. 28. Техника вертикальной обвивки. Гампаж.

6.1.2.3. Обвивание нитей основы по изнанке. В ряде случаев обвивание нитей основы ведется не по лицевой поверхности гобелена, а по изнаночной (рис. 29).

Рис. 29. Обвивка по изнаночной стороне гобелена

1 – фоновый уток;

2 – обвивочный уток (с изнаночной стороны

белый, с лицевой - черный).

Этот декоративный прием применяется тогда, когда необходимо придать фрагменту гобелена одновременно и четкий и рельефный контур. Во время ткачества к ткачу должна быть обращена лицевая поверхность гобелена. Обвивочная нить утка обвивает две нити основы с изнаночной стороны (на рис. 29 белая нить) и обвивает одну нить основы по лицевой стороне. При прибивании следующей за обвитой основой уточной прикидки свободные участки основы заполняются обвитыми петлями. В конце заметим, что обвивка может идти в любом направлении.

 
с)
Этот прием часто называют «египетское плетение».

6.1.2.4. Односторонняя обвивка. Для создания рельефной поверхности на отдельных участках гобелена используется техника односторонней обвивки. Иногда можно встретить гобелены, которые полностью выполнены в технике односторонней обвивки. По технике исполнения этот прием похож на прием, используемый для обвивки контура. Но в данном случае обвивка идет строго в горизонтальном направлении.

Техника исполнения односторонней обвивки показана на рис. 30 и осуществляется следующим образом.

Первые две кромочные нити ткутся как обычно уточным репсом. Обвивку начнем с левой стороны гобелена (рис. 30, а). Левой рукой отделяем пару нитей основы (переднюю и заднюю). Моточком пряжи, который находится в правой руке, обвиваем отобранную пару нитей основы петлей. Таким же образом обвиваем следующую пару нитей и так далее. При этой технике с лицевой стороны петля должна охватить четыре нити основы, а с изнаночной - две.

Рис. 30. Техника односторонней обвивки:

1- нити кромки;

2- обвивочный уток;

3- каркасный уток.

Закончив один ряд петель, делаем обратную прокидку утка репсовым переплетением. В этом случае он именуется каркасным утком или скрепляющим (рис. 30,b). Без каркасного утка ряды петель проваливаются, работа продвигается медленно, и гобелен получается не плотным.

Повернув уток влево, опять делаем обвивку в правую сторону, а в левую прокладываем репсовым переплетением каркасный уток и так далее. На кромке обвивка не нужна (рис.30,b). Кромки зарабатываются обычным полотняным переплетением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: