1. Специфика социологического анализа культуры как социокультурного механизма групповой солидарности. 2. Основные элементы культуры: обычаи, нормы, ценности, значения.
3. Основные компоненты культуры: стереотипы, мифы, идеологии, ритуалы.
4. Субъекты культурной деятельности: национальная культура, субкультуры. Массовая культура и ее проблемы.
5. Социодинамика культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Витаньи И. Общество, культура, социология. М., 1984.
2. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов. М., 1996.
3. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. М., 1996.
4. Кефели И.Ф. Культура и общество // Социально-политический журнал. –1995. -№ 3.
5. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. –1996. -№ 2, 5.
6. Смелзер Н. Социология. М., 1994. –Гл. 2.
7. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М., 1997. –Гл. 3.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ
1. Социальные институты культуры
2. Социология науки, образования, искусства, досуга, СМИ и т.д. как процесс дифференциа ции социологического познания культуры.
|
|
3. Социокультурные эпохи: традиционная культура – модерн – постмодерн.
4. Социологический анализ состояния культуры в современной России.
Тема № 9. Личность как социальный тип и деятельностный субъект
1. Социологический подход к личности. Личность как субъект и объект социальных отношений.
2. Статусно-ролевая концепция личности.
3. Социальное поведение личности и проблемы социального контроля.
4. Социальные типологии личности.
5. Социализация личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дудченко О.Н., Мытиль А.В. Социальная идентификация и адаптация личности. // Социологические исследования.1995. № 6.
2. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.
3. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.
4. Кравченко А.И. Социология. М., 1998. Гл. 2, 5, 6.
5. Парсонс Т. Человек в современном мире. М., 1985.
6. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности. // Социологические исследования. 1995. № 12.
7. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.
8. Хьелл Л., Зинглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
9. Шапинский В.А., Мареев В.И. Девиантное поведение и социальный контроль. –Ростов-на-Дону, 1997.
10. Шибутани П. Социальная психология. М., 1997.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ
1. Социальная адаптация личности.
2. Социальный контроль и личность.
3. Национальный характер и его социологическая интерпретация.
4. Социкультурные типы личности.
5. Жизненные циклы личности.
6. Девиантное поведение личности.
7. Воспитание и проблемы социализации.
Тема №10. Социальные изменения и социальные процессы. Социальные движения
1. Социальные изменения. Виды и уровень социальных процессов.
2. Социальные движения: условия, циклы, типология.
|
|
3. Сущность, признаки и характер социальной эволюции.
4. Социологический анализ социальной революции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рукавишников В.О. Социологические аспекты модернизации России и других посткоммунистических обществ // Социологические исследования. 1995. № 1.
2. Руткевич М.Н. Как поживает идея материализма в социологии // Социологические исследования. 1993. № 10.
3. Руткевич М.Н. Постмодернизм или социотропизм? // Социологические исследования. 1995. № 3.
4. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. Раздел «Социальная стратификация и мобильность».
5. Социология. Под ред. Осипова Г.В. М., 1996. Гл. 9.
6. Фролов С.С. Социология. М., 1996. Раздел 5 «Социальные процессы».
7. Штомпка П. Социология социальных изменений. –М., 1996.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ
1. Универсальные социальные процессы.
2. Марксистский анализ социальных изменений.
3. Социальная эволюция.
4. Индустриальная революция и ее влияние на социальное развитие.
5. Информационная революция: сущность, причины, последствия.
6. Эволюционистская традиция в социологии.
Тема № 11. Мировая система и процессы глобализации. Место России в мировом сообществе
1. Процессы глобализации в современном мире и становление мировой системы.
2. Структура мировой системы: теории империализма, зависимости и мировой системы И.Валлерстайна.
3. Глобальные изменения в мире и Россия. Технологические, экономические и социокультурные проблемы вхождения России в постиндустриальную стадию развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные вопросы глобализации // МЭ и МО. 1999. № 4, 5.
2. Андреев А. Российский социум на фоне реформ: общество, государство, нация // МЭ и МО. 1999. № 5.
3. Антонович И.И. После современности. Очерки цивилизации модернизма и постмодернизма. Минск, 1997.
4. Гидденс Э. Социология. М., 1999.
5. Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России: Циклы модернизации процесса. М., 1996.
6. Крозье М. Основные тенденции современных сложных обществ // Социально-политический журнал. 1992. № 6/7.
7. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
8. Парсонс Т. Система современных сообществ. М., 1998.
9. Россия и проблемы глобализации (по материалам «круглого стола» Совета по внешней политике при Комитете по внешним делам Госдумы РФ) // Вестник аналитики. 2001. № 3.
10. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ
1. Направления глобализации в современном мире.
2. Движение антиглобализма.
3. Глобальные проблемы современной экономики.
4. Постмодернизм как культурный феномен.
5. Ритмы российского исторического развития. Социокультурный дискурс западников и славянофилов.
6. Постсоветская Россия: черты кризиса и возможности его преодоления.
Тема № 12. Социология образования
1. Образование как вид социокультурной деятельности.
2. Образование как социальный институт: специфика, взаимосвязи и автономия.
3. Личность и образование. Инновационное обучение и его отличительные черты.
4. Образование как организационная система. Особенности управления в сфере образования.
5. Основные социологические показатели образования, используемые в диагностике состояния образования.
литература
1. Болотин И.С., Козлов О.Н. Социология и образование // Социологические исследования. 1997. № 7.
2. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1991.
3. Нечаев В.Я. Социология образования. М., 1992.
4. Образование // Социологические исследования. 1994. № 3.
5. Розин В.М. Объективная необходимость реформирования российского образования. // Социально-политический журнал. 1997. № 3.
6. Смелзер Н. Социология. М., 1994. Гл. 14.
7. Щедровицкий П. Образование и общество // ЭКО. 1992. № 6.
8. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.
|
|
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ
1. Социальная роль учителя.
2. Вузовское образование и его проблемы.
3. Особенности национальных моделей образования.
4. Мониторинг систем образования.
[1] Франк С.Л.Духовные основы общества. М., 1992. – С.16-17.
[2] Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 1994. – С.96.
1 Основы прикладной социологии. Учебник для вузов под редакцией Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. М., 1995. – С.20.
2 Энциклопедический социологический словарь. М., 1998. – С.849.
[3] Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991.- С.393
[4] Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1994.-С.396.
[5] Там же.- С.427.
[6] Цит по: История социологии. Под общ.ред.А.Н.Елсукова и др.- 2-е изд, перераб. и доп. – Мн.: Выш.шк., 1997. – С.157.
[7] Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. – С.630.
[8] См.:Тернер Дж. Аналитическое теоретизирование \\ Теория общества. Сборник. М., 1999.- С.123.
[9] Там же. – С.132.
[10] См.: Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1997.
[11] См.: Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: Пер. с нем./ Общ.ред. и предисл.Мансурова Н.С. -–М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 1996. – С.289.
[12] 50/50: Опыт словаря нового мышления /Под общ. ред. М.Ферро и Ю.Афанасьева. – М.: Прогресс, 1989. – С.215.
[13] См.: Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.- С.157-159.
[14] Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление.- М.: Логос, 2001. – С. 9.
[15] Там же.- С.36.
[16] Там же. – С. 65.
[17] Вестник аналитики. 2001. №3
[18] Кузьминов Я. Образование и реформа // Отечественные записки. – 2002.-№2.- С.10-11.
[19] Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 2000. – С.5.
[20] Там же.- С.12.