Тема №8 Культура как фактор групповой солидарности и социальных изменений

1. Специфика социологического анализа культуры как социокультурного механизма групповой солидарности.

2. Основные элементы культуры: обычаи, нормы, ценности, значения.

3. Основные компоненты культуры: стереотипы, мифы, идеологии, ритуалы.

4. Субъекты культурной деятельности: национальная культура, субкультуры. Массовая культура и ее проблемы.

5. Социодинамика культуры.

1. Понятие «культура» одно из центральных в социологии, поскольку через него раскрывается нормативно-ценностная обусловленность социальных отношений. И если в широком смысле культура включает в себя всю совокупность способов, форм и результатов человеческой деятельности, то в узкосоциологическом прочтении культура — ­­­это ценностно-нормативный механизм групповой солидарности, то есть способ передачи стандартизированного поведения в группе. В этом понимании культура не есть какая-либо отдельная сфера деятельности, находящаяся, например, в сфере ведения министерства культуры, а всеобщий способ организации социальной жизни на основе коллективных верований и правил.

Общество и культура различаются в этой связи тем, что в культуре фиксируются необходимые образцы, способы и выражения социальных отношений, а их содержание и живая ткань межличностных взаимодействий в культурно обусловленных формах образуют неповторимое своеобразие всей палитры социальной жизни. Как отмечал Г.Зиммель, социальное содержание в отличие от социальных форм — это влечения, стремления, психические состояния и переживания, имеющие индивидуально-конкретные очертания и тем самым не являющиеся непосредственно социальными. В самой деятельности всегда возможны выбор, открытия, непредвиденные результаты.

Социокультурный механизм функционирует не только на уровне больших социальных общностей, но и воссоздается в повседневном жизненном мире, в котором, как показали микросоциологические исследования, образуются "кодовые" ситуационные значения, упорядочивающие потоки повседневных действий. Можно говорить, что социокультурный механизм имеет макро-, мезо- и микроуровневое воплощение и специфическую формальную определенность в каждом виде социальных отношений.

Таким образом, социальные структуры — это социокультурные феномены. В любой социальной системе необходимо выделять нормативно-ценностную структуру как функционирующую целостность, так же как и живую ткань межличностных взаимодействий надо рассматривать под углом зрения социокультурного творчества. Все специфические способы и формы человеческой деятельности (хозяйственные, политические, семейные, рекреативные и т.д.) пронизаны социокультурными смыслами и связями. Поэтому можно утверждать, что и культура вообще (в широком смысле) имеет не только материальную и духовную стороны, но и собственно социальную грань, которую можно рассматривать как коллективно-регулирующий механизм. Теперь зафиксируем более развернутое узкосоциологическое определение культуры: это система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной общности людей.

2. В качестве системы социокультурный механизм представляет собой совокупность определенных элементов и компонентов, а также определенный порядок их взаимосвязи на каждом из указанных выше уровней. Рассмотрим, прежде всего, базовые элементы.

Первый элемент — это обычай, целостный образец поведения, совершаемый в определенном месте, в определенное время и по определенному поводу. Его отличие заключается в том, что он не включает в себя выбор поведения и какие-либо рассуждения. Обычай и есть главный элемент традиции, которому следуют автоматически, потому что «так принято». Социокультурная функция обычая связана с необходимостью экономии социальной энергии. И, кроме того, система обычаев (нравы) обеспечивает характер, интенсивность и другие свойства групповой сплоченности и идентичности.

Второй элемент — норма — определяет установленные данной группой правила поведения людей в тех или иных обстоятельствах. Нормы включают в себя элемент групповой и индивидуальной рефлексии, поскольку подкрепляются средствами положительных и негативных санкций. Вместе с тем нормы различаются по степени обязательности и силе санкций, а также по уровням и сферам жизнедеятельности. В своем наивысшем качестве они приобретают свойства табу, за нарушения которых в прежние времена нарушителей подвергали смерти. Тем самым нормы регулируют меру поведения в определенном диапазоне вариативности, поскольку слишком жесткая нормативность может помешать социальной активности. Нормы предписывают стандарты поведения в группе, тем самым, защищая ее интеграционные свойства. Поэтому самые важные нормы — это нормы общесоциального порядка, так называемые этические нормы, имеющие качество внутриличностной императивности.

Третий элемент — ценности —это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться (Н.Смелзер). Ценности задают коллективно одобряемые критерии для предпочтения тех или иных объектов социальной действительности и тем самым определяют смысложизненные ориентации индивидов. Однако группы не могут произвольно задавать эти критерии, поскольку ценности являются квинтэссенцией человеческих потребностей. На ценностном уровне происходит их «обработка» в отношении символизации и иерархизации для целевой проблематизации деятельности. Ценностный мир — это мир жизненной веры. Тем самым, помимо ориентирующей и символической, ценности выполняют функции легитимизации многообразных форм деятельности и их энергетического насыщения.

Вместе с тем, поскольку социальному миру присуща групповая дифференциация, в реальном мире всегда существуют ценностные расхождения, имеющие следствием борьбу за обозначение явлений мира средствами собственного языка. На основе "победившей" системы ценностей и формируется общезначимая нормативная система, подкрепляемая совокупностью соответствующих санкций. Таким образом, социокультурному механизму присущи отношения: ценности — нормы — санкции.

Важными элементами культуры являются знания, то есть понятия, относщиеся к закономерным сторонам действительности. А поскольку видов знания достаточно много, то среди него выделяют узко понимаемое социальное знание, то есть знание, относящееся к социально-коммуникативным действиям людей в отношении друг друга. Это социальное знание рационализирует поведения людей на основе приобретенного опыта как на уровне межличностного общения, так и на уровне институционально-ролевого поведения. Следует также отметить, что любое общественное устройство немыслимо вне сознательных усилий, вне рационально-целевых определений. Однако это знание специфично и не подчиняется во многих случаях законам формальной логики. Зачастую оно предписывает на уровне межличностных отношений так называемую «житейскую логику», а на общегрупповом — так называемую логику «политических» решений.

Значения как элементы культуры есть смыслы, которыми люди наделяют те или иные явления окружающего мира. Значения через знаки и символы позволяют кодировать социальную информацию, накапливать и использовать ее в социальной практике. Собственно значения, прежде всего, и указывают на ценностно-нормативные аспекты окружающего мира в наиболее наглядной и экономной форме – в знаке и символе. То есть они выполняют функции рентрансляции и символизации коллективных требований к поведению людей со стороны общностей.

В своей совокупности знаки и символы образуют языки, являющиеся незаменимым средством социального общения. Значения языка конвенциальны и одновременно контекстуальны. Именно поэтому люди в реальной речевой практике созидают новые значения, и тем самым язык развивается. Язык не нейтрален. Он организует наш опыт через свои понятия, во многом определяя нормативно-ценностные предпочтения каждой данной эпохи.

3. Следующий уровень рассмотрения социокультурного механизма — его компоненты. Они выражают уже интегративные способы отношения к социальной действительности, и в них отдельные элементы взаимодействуют в системах мироотношений и моделях поведения.

Первичным, самым простым компонентом культуры можно назвать стереотип. Это стандартизированный, схематизированный, эмоционально окрашенный образ какого-либо социального объекта, обладающий устойчивостью и в то же время неточностью и иррациональностью. Стереотипы коренятся в историко-культурной основе и готовы актуализироваться в любой момент социальной практики. Они имеют два главных источника своего формирования. Первый — это первичное социальное окружение; второй — общественное мнение мезо- и макроуровней. С точки зрения внутреннего строения структура стереотипа включает в себя рациональные, эмоциональные и оценочные элементы, которые, в свою очередь, сконцентрированы в «ядре» и «периферии».

В целом процесс стереотипизации позволяет экономить запас расходуемой энергии в стандартных жизненных ситуациях. Ролевые стереотипы позволяют выстраивать логику функциональных следствий взаимных поведенческих актов. Однако подобная «экономия» оборачивается уплощением социальной реальности, обрекает носителей преимущественно стереотипного сознания на «плоскую» и «черно-белую» картину мира.

Более сложной по составу оценочной конструкцией является социальный миф. В традиционном понимании миф — это образное мироощущение, присущее первобытнообщинному и средневековому типам мышления, на смену которым пришло рационально-позитивистское миросозерцание. Однако поскольку любой социальный субъект не может существовать без образного, эстетически организованного представления об окружающей действительности, постольку миф как способ эстетически-образного обобщения различных явлений мира неизбывен. Миф эстетически оформляет в образном представлении социальных общностей проблематику социального опыта. В своей динамике он призван дать модели разрешения многообразных противоречий общественной жизни или через набор промежуточных состояний, или посредством действий «культурных героев». Миф можно определить как наглядный способ нормативного разрешения проблем социальной жизни, то есть как «коллективно значимый видеоряд».

Социальная мифология жизненно необходима обществу, поскольку выполняет весьма важные функции.[13] Во-первых, миф обеспечивает уникальный способ освоения социальной реальности посредством развернутой системы символических значений. Он связывает различные аспекты социального опыта в такие мифопоэтические понятия, как «судьба», «Родина», «призвание», «долг», «приключение» и т.д. Во-вторых, миф выполняет энергетическую функцию, концентрируя человеческую энергию в потоке неопределенных ситуаций. В-третьих, миф служит коллективной интеграции и идентичности, поскольку через него происходит координация восприятия и поведения отдельных индивидов. Наконец, в–четвертых, миф формирует и структурирует социальное пространство и социальное время в символически значимые даты и памятные места.

Важным организующим началом культуры является такой ее компонент, как идеология, которую можно определить как систему идейных воззрений, выражающих и защищающих интересы социальных общностей. В своей сути идеология призвана сигнализировать притязание на значимость социальных субъектов перед лицом многообразных проблем окружающего мира, в первую очередь во взаимоотношениях с другими контрагентами социальных отношений.

Идеологи стремятся логически обосновать основополагающие убеждения социальных субъектов об устройстве социальных отношений. И поэтому центральным ядром идеологических построений являются проекции наиболее существенных сторон общественной жизни. Сами же эти стороны, как правило, отражаются в структурных уровнях социальных идеологий, то есть на а) рационально-доктринальном, б) ценностно-мировоззренческом и в) эмоционально-образном (т.е. фактически мифологическом) уровнях. Отсюда очевидны функции данного компонента социокультурного механизма: артикулировать интересы, утверждать ценностные взаимосвязи, задавать внутреннюю убежденность в собственной правоте, интегрировать индивидов в коллективы на принципах общих убеждений.

Культурные явления нуждаются в поведенческой актуализации — в ритуалах. Ритуал можно определить как стандартизированный набор действий, имеющий символическое групповое значение. Ритуалы санкционированы обществом через традиции, и потому они весьма устойчивы. Выделяют следующие типы ритуалов: светские и религиозные, кризисные (совершаемые в критические периоды коллективной жизни), интенсификации (укрепляющие групповую сплоченность), родства, избежания, презентации, уважения, перехода из одного статуса в другой и т.д. Безусловно, ритуалы определяют формы социального взаимодействия, наполняя их коллективным значением. Как поведенческие схемы, как стереотипы коллективных действий — ритуалы также служат и экономии социальной энергии.

4. Наиболее важный уровень социокультурного механизма — это уровень национальной культуры. Именно на этом уровне самые разные формы культуры обретают автономное, системное качество. В национальных культурных центрах создаются образцы элитарной (высокой) культуры, продукты массовой (общедоступной) духовной продукции. Здесь также поддерживаются наиболее значимые элементы народной культуры. Другими словами, этот пласт культуры выполняет социетальные функции по интеграции, самоидентификации и иерархизации общества главным образом на основе общего языка, традиций и ценностных установок.

Каждый народ вырабатывает свой неповторимый социокультурный генотип воспроизводства основ жизнедеятельности на основе фундаментальных факторов развития — природно-климатических условий, специфики религиозных верований, уникальности исторического пути и др. Этот генотип, называемый в том числе «центральной зоной», «архетипом» или же собственно «традицией», есть укорененная в общественной психологии система поведенческих установок на типичные, «тематические», ситуации, которые актуально возникали перед данным народом в прошлом. Совокупность же ценностных понятий, образующих общую основу национальной культуры, иногда называют менталитетом. Данное понятие фиксирует духовные устремления народа, его символы веры. В менталитете отражаются бессознательные проекции добра и зла, а также предпочитаемые способы действий, при которых торжествует доброе начало.

И все же менталитет нации нельзя сводить лишь к глубинам бессознательного опыта, т.е. к психологическим феноменам архаического опыта. Изменение общественно-экономического бытия в перспективе меняет мышление людей, ведь они никогда не были абсолютными заложниками своих традиций. В переломные исторические моменты «зов жизни» принуждал их выбирать нетрадиционные пути, которые затем «освящались» в качестве "традиции". Вместе с тем, как отмечал К.Юнг, зачастую архетипы имеют способность до поры до времени находится в «дремлющем» состоянии. Когда же представляется ситуация, архетип активизируется и прокладывает себе дорогу, вопреки разуму и воле.

Социально-культурные особенности кристаллизируются также на уровнях основных сфер общественной системы и их базовых институтов. Это основополагающие формы культуры — экономическая, политическая, социально-коммуникативная и собственно духовная. Каждая из них имеет свой специфический состав ценностей, норм и образцов поведения, коренящихся в особенностях данных сфер социальной практики. Например, если в политике актуализируются ценности коллективной солидарности, то в экономике ведущую роль играют ценности индивидуального (профессионального или предпринимательского) успеха. В экономике символом успеха является полученный доход, в политике – власть. Также есть различия в ритуалах деловой сделки и политического соглашения. Все эти различия, конечно, не отменяют теснейшую взаимосвязь названных сфер, в том числе и в отношении культурной презентации.

Самостоятельное значение имеет сфера профессиональной культуры, куда традиционно включаются такие феномены, как литература, искусство, библиотеки, филармонии, музеи и т.д. Иногда эти формы духовного производства и потребления только и относят к сфере культуры, подразумевая под этим высокое духовное предназначение данных видов деятельности. Однако в свете выше изложенного понятно, что нельзя выносит за скобки культурное содержание всех других видов деятельности. Вместе с тем искусство и литература, создавая мир «вторичной реальности», кристаллизирует социальный опыт в ценностных и нормативных образцах с позиций высших жизненных смыслов и целей. Вот почему искусство — как средство презентации необходимых и всеобщих образцов — имеет такое актуальное значение для общества.

На уровне функционирования отдельных социальных групп и общностей фиксируется существование многочисленных субкультур, т.е. систем норм и ценностей, отличающих определенные группы и общности от других. Субкультуры — это образования внутри общества, которые отличаются от общенормативной культуры и по другим характерным признакам: манере поведения, особенностям языка и презентации собственного образа. Очевидно, что наличие субкультур есть следствие социальной дифференциации, и социокультурные особенности данных образований служат незаменимым средством поддержания социальной структуры общества. Среди значимых субкультур выделим: территориальные, профессиональные, поколенческие, а также субкультуры стилевого характера, часть из которых противопоставляет себя доминирующей и становится компонентом контркультуры.

В современную эпоху становится актуальным уровень массовой культуры. Ее можно определить как специально созданную для масс духовную продукцию, которую отличают черты доступности, эмоциональности и серийности. Всем известны такие проявления массовой культуры, как детектив, лав-стори, эстрада, цирк и т.п. Появление данного феномена обусловлено процессами индустриализации, урбанизации и репродуцирующих технических средств (грамзапись, кинематограф, телевидение). Нельзя упрощенно думать, что массовая культура есть какая-то деградация так называемой «высокой» культуры. На самом деле она выполняет важную функцию межгруппового взаимодействия на основе обращения к наиболее очевидным феноменам социального опыта. Но тем самым массовая культура выполняет и функцию социализации подрастающего поколения. Лучшие образцы жанров данного вида служат рекреации людей, возобновлению витальности, да и просто эстетическому наслаждению. Однако исключительное потребление духовной продукции т.н. «низких» жанров обрекает людей этого выбора на более низкие статусные позиции. Культурно-символический критерий своеобразной «приобщенности» к образцам «высокой» культуры служит достаточно жестким стратифицирующим орудием, направленным против выходцев из низов.

5. Как уже отмечалось, культура — не застывшая традиция, она постоянно подвергается изменениям. И это понятно, если вспомнить, что человеческая деятельность является предметно-творческой целерациональной активностью. Отчего же зависят и в чем проявляются социокультурные изменения?

В социологии существуют две основные точки зрения на данный вопрос. Первая отдает предпочтение эндогенным факторам развития. Согласно этому взгляду, развитие культуры есть процесс ее самодвижения через накопление определенного рода культурных элементов. Последующая конкуренция между ними имеет следствием стихийный отбор наиболее перспективных продуктов с их последующим всеобщим утверждением. Эволюционный характер развития культуры определен развитием технологии и экономической мощи общества, которые ведут к дифференциации труда, а, следовательно, и к образованию новых форм и элементов культуры (Г.Спенсер, Э.Дюркгейм). В результате старые нормы и ценности постепенно отмирают и утверждаются новые. В свою очередь марксисты указывали на революционный характер многих социокультурных изменений.

Вторая точка зрения акцентирует внимание на экзогенных, креативно-инновационных источниках развития. Другими словами, здесь подчеркивается роль творческого меньшинства, элиты, в создании действительно определяющих инноваций, которые затем репродуцируются широкими массами. Показательна в этом отношении теория культурных изменений британского ученого А.Тойнби, обрисовавшего данную проблему через универсальную схему «вызов-ответ». По его мнению, для того чтобы изменились коллективные представления и способы деятельности, нужно сильное давление со стороны внешней природной и социальной среды. И общность или находит ответ на принципиально новую ситуацию, или уклоняется от ответа и тем самым деградирует. Сам же «ответ» может быть, прежде всего, духовным прорывом «творческого меньшинства» и постепенным приобщением к новому духовному опыту «внутреннего пролетариата».

Действительно, источниками культурного развития являются и накопленные духовные и материальные ресурсы, в том числе заимствования из чужого опыта, а также инновационая деятельность творческого меньшинства. При этом в каждую данную историческую эпоху культура находится в определенной фазе своего движения — застое, кризисе, возрождении или в трансформации. В эмпирическом же проявлении к культурной динамике можно отнести смену духовных стилей, территориальное перемещение культурных центров, кардинальное изменение технологий хозяйственной деятельности, принципов презентации социальных статусов. В глобальном социокультурном плане происходит смена традиционного (приписывающего) типа интеграции на современный тип общества, принципиальным свойством которого являются ценности личной свободы и конкуренции.

ЛИТЕРАТУРА

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов. М., 1996

Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. М., 1996.

Смелзер Н. Социология. М., 1994.

Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М., 1997.

Задания к теме №8

1. Чем отличается широкое понимание культуры от узкосоциологического?

2. Как соотносятся понятия «ценности» и «нормы»?

3. Какие особенности отличают уровень национальной культуры?

4. Какими чертами, на ваш взгляд, обладает российская культура и регион, в котором вы живете?

5. Какие трактовки социокультурной динамики существуют в социальной теории и в чем их отличие?

Упражнения к теме №8

1. В каких сферах наиболее жестко действует нормативный порядок (расставьте в порядке убывания)? Производство, искусство, семья, образование, армия.

2. Распределите заключенные в скобки примеры обычаев (землячество, залог, приветствие, знамя, мена, граница, дистанция) в отношении следующих сфер: политика, гражданский оборот, межличностное взаимодействие.

3. Когда мы говорим о какой-либо профессии как о профессии с большой буквы, то вступаем в «поле» действия: а) идеологии; б) социального мифа; в) ритуала; г) и первого, и второго, и третьего. Прокомментируйте свой ответ.

4. Укажите соответствия между понятиями и их определениями:

Ценности группы людей, чей жизненный стиль отличается от других «высокая» культура цели, которые являются значимыми для группы субкультура духовная продукция, потребление которой требует специальной подготовки 5. А.Тойнби утверждал, что Московская Русь ответила на «вызов» Степи (набеги, пленение, затраты на оборону) социокультурным феноменом «казаки». В чем заключается инновационный характер этого цивилизационного «ответа»? А) в том, что казаки, так же как «степняки», не были крепостными? Б) в том, что в феномене казачества соединились преимущества Степи и цивилизации

Тема 9. Личность как социальный тип и деятельностный субъект

1. Социологический подход к личности

2. Социальное поведение личности

3. Статусно-ролевая концепция личности

4. Социализация личности и проблемы социального контроля

1. Человеческая личность является точкой пересечения различных гуманитарных наук, при этом каждая из них выделяет свой аспект, свою сторону или срез в ее изучении. Философия рассматривает личность в качестве субъекта деятельности, познания и творчества. Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: темперамент, характер, особенности поведения и оценки. Социологию, напротив, интересует то, что делает людей похожими друг на друга, т.е. социально-типическое.

Эти разнообразные подходы находят свое отражение в трех структурных уровнях личности: биологическом, психологическом и социальном. Первый уровень отражает природные основания социальной активности человека, прежде всего на уровне физиологических потребностей. Второй уровень включает индивидуальные характеристики субъективного свойства, в том числе темперамент, эмоции, самосознание. И только третий уровень является собственно личностным, ибо на нем проявляются социальные свойства индивида, возникающие в процессе его деятельности. Именно этот уровень и интересует социологию как науку в первую очередь, хотя, разумеется, и другие аспекты личности имеют основополагающие социальные следствия.

2. Человеческая деятельность и поведение обусловлены целым набором элементов внутренней структуры личности: потребностями, интересами, целями, мотивами, установками и диспозициями.

Потребности объясняют избирательность для личности различных элементов среды и являются источниками ее деятельности. Создателем иерархической теории потребностей считается американский психолог Абрахам Маслоу, который расположил их следующим образом:

· физиологические потребности (в дыхании, пище, питье, тепле, сексе и т.д.);

· экзистенциальные потребности (в безопасности, уверенности в завтрашнем дне);

· социальные потребности (в привязанности, в общении);

· престижные потребности (в статусе, признании);

· духовные потребности (в самовыражении, творчестве).

Изучая поведение и судьбы преуспевающих людей (А.Энштейна, Д.Рузвельта, Д.Карнеги и др.), исследователь сделал вывод о том, что последние достигают пятого уровня. Когда потребности определенного уровня удовлетворены, они отпадают (перестают быть актуальными и направлять активность человека), и тогда мотивируется переход на следующий уровень потребностей. Эта схема поступательного движения к потребностям более высокого уровня, в общем, правдоподобно объясняет поведение людей.

Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности. Интересы представляют собой направленность социальных субъектов на удовлетворение определенных потребностей, лежащих в основе непосредственных побуждений, мотивов поведения. Важнейшим элементом внутренней структуры личности, регулирующим ее поведение, выступают также ценностные ориентации. Они обеспечивают устойчивую преемственность определенного типа поведения, выраженную в направленности потребностей и интересов.

Решающая роль при выборе личностью модели своего поведения принадлежит диспозиционной установке. Диспозиция (от лат. dispositio – расположение) означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к поведению в этих условиях.

Основателями диспозиционной теории были американские социологи У.Томас и Ф.Знанецкий, в отечественной же социологии эту теорию активно разрабатывал В.А.Ядов. Диспозиции делятся на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают в себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях. Низшие – поведение в определенных сферах деятельности и направленность поступков в типичных ситуациях.

Диспозиционная структура характеризует свойства «модальной» личности. «Модальным» американская исследовательница К.Дьюбос назвала тип личности, наиболее часто встречающийся в данной культуре. Кроме того, различают базисный тип личности, наилучшим образом отвечающий объективным условиям современного этапа развития общества.

Ральф Дарендорф, один из ярчайших представителей конфликтологического направления в современной социологии, используя термин Аристотеля «человек политический», разработал свою типологию личности:

· homo faber – в традиционном обществе «человек трудящийся»: крестьянин, воин, политик – личность, несущая бремя;

· homo consumer – современный потребитель, личность, сформированная массовым обществом;

· homo universalis – человек, способный заниматься разными видами деятельности;

· homo soveticus – человек, зависящий от государства.

Американский исследователь Дэвид Рисмен разработал в 1960-е гг. концепцию «одномерного человека», т.е. личности с упрощенным социальным восприятием и грубым аппаратом интерпретации.

3. Родоначальниками статусно-ролевого теоретического подхода явились американские ученые Джордж Герберт Мид и Ральф Линтон. В центре него находятся два взаимосвязанных друг с другом понятия - статус и роль.

Социальный статус характеризует положение человека в обществе, связанное с другими позициями через систему прав и обязанностей. Обладание статусом позволяет индивиду ожидать и требовать определенного отношения со стороны других людей. В любом обществе его представители могут занимать различные позиции: высокие и низкие. При этом каждого из них можно охарактеризовать «статусным набором» (преподаватель, например, это мужчина, отец, муж, кандидат наук, представитель среднего поколения, член ЛДПР). Это понятие ввел в социологическую науку американский социолог Роберт Мертон. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, он назвал статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Им, как правило, называют тот статус, который связан с должностью, местом работы или с местом жительства.

Статусы, по мнению Ральфа Линтона, бывают также приписываемые и достигнутые. Первый из них определяется полом, национальностью, происхождением, расой. В отличие от него, достигнутый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.

Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус.
Дж. Мид рассматривает роли как систему предписаний в зависимости от статуса, поскольку социальные функции личности различаются или по горизонтали, или по иерархии (сын – отец – дед). Согласно его учению, каждая роль предполагает взаимодействие с другими ролями и может быть определена как ожидаемое поведение. Данный процесс взаимодействия означает, что люди в пределах исполняемых ролей всегда проверяют свои представления о ролях других людей.

Подобно «статусному» Р.Мертон выделяет и ролевой набор, т.е. совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом. Например, преподаватель может выполнять роли обучающего, воспитателя, исследователя, экзаменатора и т.д. При этом возникает вопрос: какие роли для человека являются лично значимыми, какие – ничего не значащими, а от каких он просто пытается дистанцироваться? Все это может приводить к возникновению ролевого конфликта, который обуславливается столкновением требований двух или нескольких несовместимых ролей, вытекающих из данного статуса.

4. Социализация – это процесс усвоения культурных норм и социальных ролей, который превращает человека в личность. Он включает в себя два основных этапа: первичную социализацию, охватывающую детство человека, и вторичную социализацию, которая представляет процесс усвоения новых ролей и знаний на каждом последующем этапе жизни.

Люди, институты и учреждения, с помощью которых осуществляется социализация личности, называются агентами социализации. Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, сверстники, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение личности.

Термин «вторичная социализация» относится ко второму эшелону влияния, его составляют представители администрации школы, университета, предприятия, армии, государства и т.д.

Каковы же основные механизмы социализации? По мнению Толкотта Парсонса его основными пружинами являются имитация и идентификация (эти понятия заимствованы у З.Фрейда). Он определяет имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения и т.д. Парсонс считает, что имитация не предполагает никакого длительного отношения с «моделью». Идентификация для него означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения. Степень идентификации определяется характером привязанности к «другому». Поскольку наиболее сильны привязанности в семье, постольку семья считается основной формой социализации.

Механизм социализации через групповой опыт раскрывает теория «зеркального Я». Автором ее является известный социальный психолог Чарльз Кули, по мнению которого каждый человек строит свое «Я», основываясь на реакциях других людей, с кем он вступает в социальный контакт. В ходе этого взаимодействия человек учится смотреть на себя как на объект глазами других людей, которые как раз и являются теми зеркалами, формирующими «социальное Я».

Еще один механизм социализации предложил швейцарский психолог Жан Пиаже. Он сформулировал концепцию когнитивного (интеллектуального) развития личности, которая включала в себя ряд стадий:

· до 2 лет (сенсомоторная стадия) – вещь есть, пока ребенок ее видит и чувствует;

· 2-7 лет (преоперациональная стадия) – ребенок учится различать вещи и символ вещей;

· 7-11 лет (конкретно-операциональная стадия) – мысленное оперирование понятиями, развитие воображения;

· после 12 лет (формально-операциональная стадия) – происходит формирование абстрактных понятий (добра и зла т.д.).

Таким образом, процесс социализации через свои механизмы производит отбор тех критериев, которые в большей степени способствовали обретению личностью главного, интегрального статуса. А этому в немалой степени помогает социальный контроль, который выступает в качестве особого механизма социальной регуляции поведения. Он включает в себя два главных элемента: нормы и санкции.

Под социальной нормой понимается предписание того, как надо правильно себя вести. В обществе нормы выполняют ряд важных функций. Во-первых, они регулируют общий ход социализации. Во-вторых, интегрируют индивидов в группы, а группы в общество. В-третьих, контролируют отклоняющееся поведение. В-четвертых, являются стражниками ценностей. В-пятых, служат образцами и эталонами поведения.

Для контроля за соблюдением норм применяются социальные санкции. Санкция – это реакция группы на поведение социального субъекта. По своей направленности она может быть позитивной (т.е. поощряющей) и негативной (порицающей).

Социализация, таким образом, представляет собой процесс индивидуального освоения социальных ролей и культурных норм с помощью совокупности агентов и институтов, формирующих становление личности посредством социального контроля.

ЛИТЕРАТУРА

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998.

Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самопознание. М., 1984.

Кравченко А.И. Социология. М., 1998.

Шибутани П. Социальная психология. М., 1997.

Задания к теме № 9

1. В чем специфика социологического подхода к исследованию личности?

2. Раскройте содержание статусно-ролевой концепции личности.

3. Каковы основные причины возникновения ролевых конфликтов?

4. Назовите механизмы и основные этапы социализации.

5. Дайте характеристику структуре социального контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: