Характер использования производственных фондов – от эффективного до неэффективного – выражается специальными показателями и свидетельствуют о результативности финансового менеджмента хозяйствующих субъектов. Эта результативность определяется в величинах дохода (выручки) от реализации продукции, работ или услуг, издержках предприятия, прибыли или чистого дохода.
В Казахстане, согласно стандартам бухгалтерского учета в показателе «доход от реализации продукции (работ, услуг)» отражается доход от основной деятельности, включающий кроме дохода от реализации товаро-материальных запасов, выполненных работ, оказанных услуг, также доход, полученный в виде вознаграждений (интереса), то есть процентов, дивидендов, гонорара и ренты за минусом НДС, акцизов, других налогов и обязательств, стоимости возвращенных товаров и скидок с продаж и цены.
Разность между доходом от реализации продукции и ее себестоимостью образует валовой доход*. Однако по этой схеме себестоимость не отражает всех затрат; часть из них образует «расходы периода», а именно:
|
|
общие и административные расходы (сумма расходов общехозяйственного и административного назначения);
* Здесь и далее, применение разных определений, включающих термин «доход» (помеченных знаком «*»), эквивалентно определениям с термином «прибыль», которые используют хозяйствующие субъекты, перешедшие на новые МСФО.
расходы по реализации (продаже товароматериальных запасов);
расходы по процентам (за полученные кредиты, аренду имущества и прочие расходы по пропроцентам).
Разность между валовым доходом и расходами периода отража-ет сальдированный финансовый результат по основной деятельнос-ти и называется «доход* (или убыток) от основной деятельности».
Доход* (или убыток) от неосновной деятельности – финансовый результат, полученный от передачи в пользование активов, от переоценки ценных бумаг и т.п.
Сумма дохода (убытка) от основной деятельности и дохода (убытка) от неосновной деятельности представляет доход* (убыток) от обычной деятельности до налогообложения. После вычета из него подоходного (корпоративного) налога получается доход* (убыток) от обычной деятельности после налогообложения. Скорректированный на убыток от чрезвычайных ситуаций он представляет чистый доход* (убыток) хозяйствующих субъектов.
СХЕМА
формирования результатов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов
1. Общий оборот (компании, фирмы) или стоимость продаж.
2. Доход от реализации продукции (работ, услуг) = общий оборот – (минус) НДС, акцизы, другие налоги и обязательства, стоимость возвращённых товаров скидок с продаж и цены.
|
|
3. Себестоимость продукции, то есть стоимость прямых издержек компании, фирмы: амортизационных отчислений, расходов материалов, энергии, заработной платы производственных рабочих.
4. Валовой доход = доход от реализации продукции (работ, услуг) – (минус) себестоимость продукции.
5. Расходы периода включают:
а) общие и административные расходы;
б) расходы по реализации продукции (работ, услуг);
в) расходы по вознаграждению (интересу), то есть, за полученные кредиты, аренду имущества.
6. Прибыль (убыток) от основной деятельности = валовой доход – (минус) расходы периода.
7. Прибыль (убыток) от неосновной деятельности, то есть финансовый результат, полученный от передачи в пользование активов, переоценки ценных бумаг и т. п.
8. Прибыль (убыток) от обычной деятельности до налогообложения = прибыль (убыток) от основной деятельности – (минус) прибыль (убыток) от неосновной деятельности.
9. Сумма корпоративного подоходного налога.
10. Прибыль (убыток) от обычной деятельности после налогообложения = прибыль (убыток) от обычной деятельности до налогообложения – (минус) сумма корпоративного подоходного налога.
11. Прибыль (убыток) от чрезвычайных ситуаций.
12. Чистая прибыль (убыток) = прибыль (убыток) от обычной деятельности после налогообложения – (минус) прибыль (убыток) от чрезвычайных ситуаций.
Распределение дохода (прибыли) сводится к первоочередному перечислению его части в государственный бюджет или в государственные внебюджетные фонды в законодательно установленной доле соответственно действующим налогам и другим обязательным платежам.
Результаты финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов отражаются в соответствующем отчете – о доходах и расходах, – в разрезе отдельных показателей. Кроме того, составляется отчет о движении денег, в котором показывается это движение по трем направлениям:
от операционной деятельности (характеризующую основную деятельность хозяйствующего субъекта);
от инвестиционной деятельности (вызывающую изменения в составе и размере долгосрочных активов);
от финансовой деятельности (вызывающую изменения в составе и ра-змере собственного капитала и заемных средств).
По каждому из направлений показывается конкретные виды поступлений денежных средств, их выбытие и увеличение или уменьшение в результате соответствующей деятельности. Данные о составе средств, их источниках и размещении на определенную дату приводятся в бухгалтерском балансе.
Финансовая отчетность хозяйствующих субъектов включает также: бухгалтерский баланс, отчет об изменениях в собственном капитале, информацию об учетной политике и пояснительную записку.
* См. примечание на стр. 69
4.5. Финансовый менеджмент компаний, фирм
Финансовый менеджмент – система управления механизмом движения денежных потоков хозяйствующего субъекта с целью эффективного использования, всех средств предприятия.
Рамки финансового менеджмента хозяйствующих субъектов определяются рыночными факторами, что отличает его от общих условий управления финансами, в отдельных звеньях которых могут преобладать административные элементы воздействий управляющих субъектов на управляемые объекты. Система финансового менеджмента более подвижна, так как арсенал форм, методов в этом звене более разнообразен, чем в общегосударственных финансах. Например, финансовый менеджмент хозяйствующих субъектов включает помимо распространенных операций по расчетам в разных формах (платежное поручение, платежное требование, аккредитивы разных видов, расчетные чеки и т.д.), кредитованию во всех формах, операциям с ценными бумагами и валютой, такие формы и методы как хеджирование, залогово-ипотечные и трастовые операции, финансовый и операционный лизинг, франчайзинг, трансферты по ценным бумагам; существенно расширяется набор финансовых инструментов по операциям с валютой, ценными бумагами, страхованию всех видов рисков.
|
|
Важным аспектом финансового менеджмента является проведение анализа финансового состояния предприятия. Это необходимо для характеристики фи-нансовой устойчивости (рентабельности, платежеспособности, кредитоспособ-ности) хозяйствующего субъекта, его положения на рынке (конкурентоспособ-ности).
Отслеживание показателей, коэффициентов, норм – элементов финансово-экономического механизма – позволяет оперативно управлять и контролировать работу хозяйствующих субъектов, своевременно корректировать финансово-хозяйственные процессы, направления, заданном бизнес-планом или проектом развития.
Таким образом, финансовый менеджмент как тактика и стратегия финансового обеспечения хозяйствующих субъектов, позволяет управлять финансовыми потоками для целей их эффективного функционирования.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие основные принципы организации финансов коммерческих хозяйст
вующих субъектов положены в основу их деятельности и каково их содер-
жание?
2. В чем заключается суть коммерческого (хозяйственного) расчета?
3. Какие финансовые фонды формируют хозяйствующие субъекты?
4. Что представляют собой основные производственные фонды (капитал) и
как совершается их кругооборот?
5. Что такое оборотные производственные фонды и фонды обращения?
6. Как отличаются понятия «основные фонды» и «основные средства», «обо
ротные фонды» и «оборотные средства»?
7. Каковы источники формирования производственных фондов и их прирос-
та?
8. Какие элементы стоимости включает доход (выручка) от реализации про-
дукции?
9. Что представляют собой издержки хозяйствующих субъектов и как они
классифицируются?
10. Как формируется доход хозяйствующих субъектов и как он распределя -
ется?
|
|
11. Что такое финансовый менеджмент компаний, фирм?
12. В чем состоят особенности управления финансами и финансового ме-
неджмента?