Субъектов

Характер использования производственных фондов – от эффективного до неэффективного – выражается специальными показателями и свидетельствуют о результативности финансового менеджмента хозяйствующих субъектов. Эта результативность определяется в величинах дохода (выручки) от реализации продукции, работ или услуг, издержках предприятия, прибыли или чистого дохода.

В Казахстане, согласно стандартам бухгалтерского учета в показателе «доход от реализации продукции (работ, услуг)» отражается доход от основной деятельности, включающий кроме дохода от реализации товаро-материальных запасов, выполненных работ, оказанных услуг, также доход, полученный в виде вознаграждений (интереса), то есть процентов, дивидендов, гонорара и ренты за минусом НДС, акцизов, других налогов и обязательств, стоимости возвращенных товаров и скидок с продаж и цены.

Разность между доходом от реализации продукции и ее себестоимостью образует валовой доход*. Однако по этой схеме себестоимость не отражает всех затрат; часть из них образует «расходы периода», а именно:

общие и административные расходы (сумма расходов общехозяйственного и административного назначения);

 
 


* Здесь и далее, применение разных определений, включающих термин «доход» (помеченных знаком «*»), эквивалентно определениям с термином «прибыль», которые используют хозяйствующие субъекты, перешедшие на новые МСФО.

расходы по реализации (продаже товароматериальных запасов);

расходы по процентам (за полученные кредиты, аренду имущества и прочие расходы по пропроцентам).

Разность между валовым доходом и расходами периода отража-ет сальдированный финансовый результат по основной деятельнос-ти и называется «доход* (или убыток) от основной деятельности».

Доход* (или убыток) от неосновной деятельности – финансовый результат, полученный от передачи в пользование активов, от переоценки ценных бумаг и т.п.

Сумма дохода (убытка) от основной деятельности и дохода (убытка) от неосновной деятельности представляет доход* (убыток) от обычной деятельности до налогообложения. После вычета из него подоходного (корпоративного) налога получается доход* (убыток) от обычной деятельности после налогообложения. Скорректированный на убыток от чрезвычайных ситуаций он представляет чистый доход* (убыток) хозяйствующих субъектов.

СХЕМА

формирования результатов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов

1. Общий оборот (компании, фирмы) или стоимость продаж.

2. Доход от реализации продукции (работ, услуг) = общий оборот – (минус) НДС, акцизы, другие налоги и обязательства, стоимость возвращённых товаров скидок с продаж и цены.

3. Себестоимость продукции, то есть стоимость прямых издержек компании, фирмы: амортизационных отчислений, расходов материалов, энергии, заработной платы производственных рабочих.

4. Валовой доход = доход от реализации продукции (работ, услуг) – (минус) себестоимость продукции.

5. Расходы периода включают:

а) общие и административные расходы;

б) расходы по реализации продукции (работ, услуг);

в) расходы по вознаграждению (интересу), то есть, за полученные кредиты, аренду имущества.

6. Прибыль (убыток) от основной деятельности = валовой доход – (минус) расходы периода.

7. Прибыль (убыток) от неосновной деятельности, то есть финансовый результат, полученный от передачи в пользование активов, переоценки ценных бумаг и т. п.

8. Прибыль (убыток) от обычной деятельности до налогообложения = прибыль (убыток) от основной деятельности – (минус) прибыль (убыток) от неосновной деятельности.

9. Сумма корпоративного подоходного налога.

10. Прибыль (убыток) от обычной деятельности после налогообложения = прибыль (убыток) от обычной деятельности до налогообложения – (минус) сумма корпоративного подоходного налога.

11. Прибыль (убыток) от чрезвычайных ситуаций.

12. Чистая прибыль (убыток) = прибыль (убыток) от обычной деятельности после налогообложения – (минус) прибыль (убыток) от чрезвычайных ситуаций.

Распределение дохода (прибыли) сводится к первоочередному перечислению его части в государственный бюджет или в государственные внебюджетные фонды в законодательно установленной доле соответственно действующим налогам и другим обязательным платежам.

Результаты финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов отражаются в соответствующем отчете – о доходах и расходах, – в разрезе отдельных показателей. Кроме того, составляется отчет о движении денег, в котором показывается это движение по трем направлениям:

от операционной деятельности (характеризующую основную деятельность хозяйствующего субъекта);

от инвестиционной деятельности (вызывающую изменения в составе и размере долгосрочных активов);

от финансовой деятельности (вызывающую изменения в составе и ра-змере собственного капитала и заемных средств).

По каждому из направлений показывается конкретные виды поступлений денежных средств, их выбытие и увеличение или уменьшение в результате соответствующей деятельности. Данные о составе средств, их источниках и размещении на определенную дату приводятся в бухгалтерском балансе.

Финансовая отчетность хозяйствующих субъектов включает также: бухгалтерский баланс, отчет об изменениях в собственном капитале, информацию об учетной политике и пояснительную записку.


* См. примечание на стр. 69

4.5. Финансовый менеджмент компаний, фирм

Финансовый менеджмент – система управления механизмом движения денежных потоков хозяйствующего субъекта с целью эффективного использования, всех средств предприятия.

Рамки финансового менеджмента хозяйствующих субъектов определяются рыночными факторами, что отличает его от общих условий управления финансами, в отдельных звеньях которых могут преобладать административные элементы воздействий управляющих субъектов на управляемые объекты. Система финансового менеджмента более подвижна, так как арсенал форм, методов в этом звене более разнообразен, чем в общегосударственных финансах. Например, финансовый менеджмент хозяйствующих субъектов включает помимо распространенных операций по расчетам в разных формах (платежное поручение, платежное требование, аккредитивы разных видов, расчетные чеки и т.д.), кредитованию во всех формах, операциям с ценными бумагами и валютой, такие формы и методы как хеджирование, залогово-ипотечные и трастовые операции, финансовый и операционный лизинг, франчайзинг, трансферты по ценным бумагам; существенно расширяется набор финансовых инструментов по операциям с валютой, ценными бумагами, страхованию всех видов рисков.

Важным аспектом финансового менеджмента является проведение анализа финансового состояния предприятия. Это необходимо для характеристики фи-нансовой устойчивости (рентабельности, платежеспособности, кредитоспособ-ности) хозяйствующего субъекта, его положения на рынке (конкурентоспособ-ности).

Отслеживание показателей, коэффициентов, норм – элементов финансово-экономического механизма – позволяет оперативно управлять и контролировать работу хозяйствующих субъектов, своевременно корректировать финансово-хозяйственные процессы, направления, заданном бизнес-планом или проектом развития.

Таким образом, финансовый менеджмент как тактика и стратегия финансового обеспечения хозяйствующих субъектов, позволяет управлять финансовыми потоками для целей их эффективного функционирования.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие основные принципы организации финансов коммерческих хозяйст

вующих субъектов положены в основу их деятельности и каково их содер-

жание?

2. В чем заключается суть коммерческого (хозяйственного) расчета?

3. Какие финансовые фонды формируют хозяйствующие субъекты?

4. Что представляют собой основные производственные фонды (капитал) и

как совершается их кругооборот?

5. Что такое оборотные производственные фонды и фонды обращения?

6. Как отличаются понятия «основные фонды» и «основные средства», «обо

ротные фонды» и «оборотные средства»?

7. Каковы источники формирования производственных фондов и их прирос-

та?

8. Какие элементы стоимости включает доход (выручка) от реализации про-

дукции?

9. Что представляют собой издержки хозяйствующих субъектов и как они

классифицируются?

10. Как формируется доход хозяйствующих субъектов и как он распределя -

ется?

11. Что такое финансовый менеджмент компаний, фирм?

12. В чем состоят особенности управления финансами и финансового ме-

неджмента?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: