Механизмы всех машин и приборов состоят из взаимосоединяемых деталей и сборочных единиц. Характер соединений должен обеспечивать точность положения или перемещения деталей и сборочных единиц, надежность эксплуатации, простоту ремонта машин и приборов, поэтому конструкции соединений могут быть различными и к их характеру могут предъявляться различные требования.
В одних случаях необходимо получить подвижное соединение с зазором (соединение оси с корпусом), в других — неподвижное соединение с натягом (соединение той же оси с рычагом).
Зазором S называют разность размеров отверстия и вала, если размер отверстия больше размера вала, т. е. S = D — d (рис. 7, а).
Натягом N называют разность размеров вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия (рис. 7, б). При подобном соотношении диаметров d и D натяг можно считать отрицательным зазором, т. е.
Рис. 7
N = - S = - (D – d) = d - D. (1.)
Зазоры и натяги обеспечиваются не только точностью размеров отдельно взятых деталей, но главным образом соотношением размеров сопрягаемых поверхностей — посадкой.
|
|
Посадкой называют характер соединения деталей, определяемый величиной получающихся в нем зазоров или натягов. Посадки характеризуют свободу относительного перемещения соединенных деталей или их способность сопротивляться взаимному смещению. В зависимостиотрасположения полей допусков отверстия и вала посадки подразделяют на три группы:
посадки с зазором обеспечивают зазор в соединении (поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала.);
посадки с натягом обеспечивают натяг в соединении (поле допуска вала расположено над полем допуска отверстия, см. рис. 8);
переходные посадки дают возможность получать в соединении как зазора, так и натяга (поля допусков отверстия и вала перекрываются, см. рис. 9).
Посадки с зазором характеризуются предельными зазорами — наибольшим и наименьшим. Наибольший зазор 5дах равен разности наибольшего предельного размера отверстия и наименьшего предельного размера вала:
Smax = Dmax - dmin(2.)
Наименьший зазор равен разности наименьшего предельного размера отверстия и наибольшего предельного размера вала
Smin = Dmin - dmax(3.)
Формулы (2.) и (3.) можно преобразовать для вычисления и через отклонения, для чего подставим в формулу (2.) значения и :
Smax = ES – ei. (4.)
Аналогично найдем
Smin = EI – es. (5.)
Формулами (4.) и (5.) удобно пользоваться, так как при этом отклонения выбирают по справочникам и не нужно предварительно находить предельные размеры.
К посадкам с зазором относятся также посадки, в которых нижняя граница поля допуска отверстия совпадает с верхней границей поля допуска вала. У этих посадок, как у всех посадок с зазором поле допуска отверстия располагается над полем допуска вала, но Smin = 0.
|
|
Посадки с натягом. Для образования натяга диаметр вала до сборки обязательно должен быть больше диаметра отверстия. В собранном состоянии диаметры обеих деталей в зоне сопряжения уравниваются. Это означает, что сборка осуществляется в результате упругих деформаций материала, и детали соединяются неподвижно. Способы сборки деталей, условия работы, методы проектирования соединений с натягом рассматриваются в курсах технической механики и деталей машин.
Рис. 8
Посадки с натягом характеризуются предельными натягами. Наибольший натяг Nmax (рис. 8) равен разности наибольшего предельного размера вала и наименьшего предельного размера отверстия; наименьший натяг равен разности наименьшего предельного размера вала и наибольшего предельного размера отверстия:
; . (6.)
Предельные натяги, как и предельные зазоры, удобно вычислять через предельные отклонения:
; . (7.)
Переходные посадки. Основной особенностью переходных посадок является то, что в соединениях деталей, относящихся к одним и тем же партиям, могут получаться или зазоры, или натяги. Переходные посадки характеризуются наибольшими зазорами и наибольшими натягами (рис. 9).
Рис. 9.
На основании расчетов, выполненных в примере, сделаем следующие выводы: так как отрицательные зазоры равны положительным натягам и наоборот, то для определения в переходной посадке значений и достаточно вычислить оба предельных зазора или оба предельных натяга; при правильном вычислении или обязательно окажутся отрицательными, и по абсолютным значениям будут равняться соответственно или .
Допуск посадки ТП равен сумме допусков отверстия и вала, составляющих соединение:
ТП = TD + Td. (8.)
Из схемы полей допусков посадки с зазором следует, что . Из этой же схемы следует, что зазоры изменяются в пределах от до . Известно, что разность предельных значений размера равна его же допуску. Таким образом, разность предельных зазоров равна допуску зазора TS, т.е. .
Следовательно, можно доказать, что для посадок с зазором допуск посадки равен допуску зазора или разности предельных зазоров:
. (9.)
Пользуясь рис. 4.8, аналогично можно доказать, что для посадок с натягом допуск посадки равен допуску натяга или разности натягов:
. (10.)
При вычислении допуска переходных посадок в формулы (9.) или (10.) подставляют предельные зазоры или натяги с их знаками. Иначе говоря, допуск переходной посадки
. (11.)