double arrow
IV. Функциональный аспект в изучении звуков языка. Понятие фонемы

Запомните это определение:

Фонема – кратчайшая звуковая единица языка, способная быть в этом языке единственным внешним различителем экспонентов слов и морфем.

Мы уже упоминали, что фонемы – это кирпичики, из которых строятся единицы более высокого уровня, а именно, морфемы. Фонемы обладают 2-мя функциями:

2 функции фонем

       
   


конститутивная дистинктивная

(строительная) (различительная)

Таблица 14

Способ выделения фонемного состава языка - методика подбора минимальных пар, например, если в языке есть [bRr] и [bLr], т.е. 2 слова, отличающихся по смыслу, то в языке существуют 2 фонемы: /R/ и /L/.

Так выявляется система фонем в каждом языке, в русском, например, 40 фонем, и наука, изучающая систему фонем языка, называется фонологией.

Фонемы – это идеальные единицы языка, которые в речи выступают в 3-х основных вариантах:

- основной вариант фонемы – тот, который выступает в изолированной позиции, либо в условиях наименьшей зависимости от окружения. Для гласных русского языка это позиция изолированная, как, например, союзы /Q/, /I/ и др. или в открытом слоге под ударением, например, /ba'/, /ma'/. Для согласных русского языка, это позиция перед ударным /a'/, например, /ta'/, /ma'/ и др.

- специфические варианты фонем – это все обязательные варианты кроме основного, это - видоизменения основного варианта, обусловленные специфической позицией, например, после мягкого согласного /t'a/ или согласный перед огубленной гласной, например, /tºu/.




- факультативные варианты фонем не связаны с различием фонетическоих позиций. Выбор факультативного варианта определяется произносительными привычками данного носителя языка, с той или иной диалектной, социальной, возрастной или иной групповой основой. Это произвольный выбор, который нередко связан с модой, подражанием и т.д. Например, французское грассированное /г/, произносится жителями Парижа и представителями молодого поколения в других районах Франции. Для всего остального населения Франции этот вариант фонемы не произносится, и это считается нормой.

Специфические обязательные варианты фонем находятся между собой в отношениях дополнительной (непересекающейся) дистрибуции, покрывая в совокупности все случаи употребления соответствующих фонем и в сумме составляя 100 %.

Отношения между факультативными вариантами носят другой характер, зоны их возможного употребления совпадают. Такие отношения называются свободным варьированием.



V. СЛОГ

1. Обратите внимание на то, что слог – «минимальная произносительная (артикуляционная) единица речи, которая является абсолютной лингвистической универсалией (т.е. наблюдается во всех языках мира) и обусловлена физиологией дыхания».

Слог состоит из 2-х элементов:

ядро + переферия.

В зависимости от их расположения слоги бывают:

- открытые (переферия + ядро)

- закрытые (ядро + переферия)

- долгие (с долгим гласным или двумя и более согласными) ['bR]

- краткие (краткий гласный не перед группой согласных) ['bed]

2. Существуют 2 теории слога:

Ø теория звучности (сонорности).

В основе этой теории лежит шкала звучности:

· открытые гласные (широкие)

· полуоткрытые гласные

· закрытые гласные (узкие)

· сонанты

· звонкие щелевые

· звонкие смычные

· глухие щелевые

· глухие смычные

От начала к концу этой шкалы звуки теряют потенциальную возможность быть ядром и приобретают возможность быть переферией слога. Это означает, что если слог состоит из согласного и гласного в конце, то это слог открытый, т.к. именно гласный является ядром; если в слоге 2 согласных, то слог определяется как открытый или закрытый в зависимости от того щелевой или смычный стоит в конце слога, например, [ts] – слог открытый, т.к. в конце стоит щелевой гласный звук, который в соответствии со шкалой находится выше. Или другой пример из русского языка, [aу] – слог закрытый, т.к. в конце слога – узкий, закрытый гласный звук, который по шкале расположен ниже широкого/открытого звука.

Ø теория мускульного напряжения возникла для решения вопроса о границе между слогами, т.к. 1-ая теория ответа на этот вопрос не дает.

По 2-й теории (в советском языкознании ее развивал академик Л.В.Щерба) слог рассматривается как отрезок звучания, произносимый одним импульсом мускульного напряжения. Именно единством импульса объясняется объективность неделимости слога с произносительной точки зрения. В соответствии с этой теорией речь можно представить в виде следующего графика:

где А, В, С - ядра слогов, которые характеризуются пиком мускульного напряжения, а в точках D и F – проходят границы между слогами. Это точки минимального падения мускульного напряжения.

3. Полифтонги (дифтонги и трифтонги)

Полифтонг - это сочетание n - количества гласных,

если n=2 - звук называется дифтонгом;

если n=3 – звук называется трифтонгом.

Структура дифтонга: ядро + скольжение.

Типы дифтонгом:

- восходящие (например, дифтонги испанского языка, структура которых скольжение+ ядро)

- нисходящие (например, дифтонги английского языка, структура которых ядро + скольжение)

- равновесные (например, дифтонги латышского языка, где вершина распределена между двумя компонентами равномерно [tauta] – народ.

Запомните, что критерием определения существования полифтонгов (дифтонгов и трифтонгов) в языке является возможность прохождения слоговой границы между элементами полифтонга при изменении грамматических форм: если граница возможна, то это просто сочетание звуков, например, в русском языке май, маю [maju], в мае [v ‘ majә] и т.д.

Если слоговая граница между элементами полифтонга в языке невозможна, как это происходит с дифтонгами английского языка, например, [eI, ou, aI, au], то следует рассматривать их как отдельные, целостные системы, т.е. следует предпочесть «монофонематическую трактовку».






Сейчас читают про: