Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

V. ЯЗЫК И РЕЧЬ




1. Запомните схему, в которой графически четко и ясно показано соотношение таких сложных лингвистических понятий, как язык и речь. Обратите особое внимание на направление стрелок.

       
   
 
 


Таблица 5.

2. Выучите определения терминов:

- речь (устная и письменная; внешняя и внутренняя, т.е. про себя без произнесения вслух) - состоит из речевых актов и проявляется в речевой деятельности;

- речевой акт (устный) – двухсторонний процесс, с одной стороны - говорение, с другой стороны – восприятие и понимание услышанного;

- речевой акт (письменный) – двухсторонний процесс, с одной стороны - написание, с другой стороны – чтение и понимание написанного;

- текст – результат речевого акта, речевое произнесение любой протяженности от однословной реплики до рассказа в устной речи; и от однословного предложения до поэмы, книги или многотомного собрания сочинений в письменной.

3. Суть взаимоотношений «язык - речь» состоит в следующем: текст правильно понимается адресатом, так как он построен из элементов (единиц), форма и значение которых известны и понятны адресату, как и правила построения (грамматика). В общем, соотношение «язык - речь» можно сравнить с соотношением «теория - практика», в которой одно без другого невозможно себе представить. Действительно, теория (язык) проявляются в жизни в виде практики (речь) с одной стороны, а с другой стороны, практика без теории была бы непонятна. Хотя оба явления тесно между собой переплетаются, это не одно и то же, их необходимо четко различать.

VI. ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО

1. Большинство языков мира не являются абсолютно одинаковыми на всей территории своего распространения и во всех сферах своего использования. В языках обнаруживаются определенные различия:

- географически единый литературный язык противостоит вариантам и местным диалектам (диалекты и групповые различия изучает диалектология);

- профессионально литературный язык противостоит подъязыкам науки, включающим арго, термины, терминосистемы;

- стилистически литературный язык различает следующие литературные стили:

- высокий;

- научный и научно-популярный;

- газетно-публицистический;

- официально-деловой;

- разговорный;

- сленг;

- поэтический;

- народно-поэтический.

2. Обратите внимание на различие понятий «литературный язык» и «вариант литературного языка»:

- литературный язык – общенародный, образцовый, функционирующий в устной и письменной речи, строго кодифицированной орфоэпическими (правилами произношения) и орфографическими (правилами правописания) нормами.




- вариант литературного языка – литературный язык, обслуживающий народ, проживающий на другой отдаленной территории, имеющий свои особенности и отличия, как правило, в лексике и фонетике.

3. С точки зрения профессионального расслоения общества, в подъязыках наук встречаются термины и профессиональные арго:

- термин – слово или словосочетание, служащее для точного выражения специфического понятия в определенной области знания, производства или культуры, обеспечивающее коммуникативные потребности в этой сфере человеческой деятельности и закрепленное в терминологическом словаре.

- профессиональное арго - неофициальное обозначение специфических понятий в отдельных отраслях знаний, производства или культуры, не закрепленные в словарях, но понятные профессионалам.

4. Стилистическое расслоение языка происходит при функционировании языка в различных формах и случаях общения. Каждый стиль характеризуется особыми стилистически окрашенными словами и выражениями, а так же особенностями грамматики на фоне нейтрального стиля.

VII. ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА И РЕЧИ

1. Разберитесь в таблице единиц

Уровень языка Единицы языка Единицы речи Область языкознания
Синтаксический предложение фраза/ высказывание синтаксис
Лексический лексема лекс/ слово лексикология
Морфологический морфема морф морфология
Фонетический фонема фон/ звук фонология/ фонетика

Таблица 6

2. Постарайтесь запомнить, что единицы различных уровней находятся в 2-х видах отношений друг с другом:



- парадигматических;

- синтагматических.

Парадигматические отношения возникают между единицами одного уровня, которые образуют между собой различного рода парадигмы. Так, например:

· звуки (фоны) образуют парадигмы гласных и согласных, открытых и закрытых, высоких и низких и т.д.

· лексы (слова) образуют различные лексические парадигмы: парадигмы диких животных, парадигмы домашних животных, парадигмы предметов мебели и т.д.

· предложения образуют парадигмы различных коммуникативных типов, например, вопросительные предложения, которые в свою очередь делятся на общие вопросы, повествовательные предложения, просьбы и приказания и т.д.

Синтагматические отношения – это такие отношения, в результате которых единицы одного уровня, объединяясь, образуют единицы более высокого уровня. Так, например, фоны/звуки, объединяясь, образуют морфы.

Например, [b],[e],[l]® образуют морф [bel] и т.д.

Объединяясь в свою очередь, морфы образуют лексы, например, морф [bel] + морф [aja] образуют лекс [belaja].

Объединяясь в свою очередь, лексы образуют фразы и высказывания.

Проследите, что количество фонем во всех языках достаточно ограничено, примерно несколько десятков. С помощью их различных комбинаций язык создает тысячи морфем (для сотен корней, десятков префиксов, суффиксов и окончаний).

Сочетаясь различным образом, морфемы составляют уже сотни тысяч слов со всеми их грамматическими формами. Комбинируясь в зависимости от содержания нашей речи, слова образуют уже миллионы и миллиарды высказываний и предложений.

Итак, многоярусность языковой структуры делает язык очень экономичным и гибким орудием, обеспечивающим удовлетворение выразительных потребностей общества.

Это и называется законом экономии языковых средств.





Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 1181; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10279 - | 7831 - или читать все...

 

3.228.21.186 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.