Психолого-педагогические условия организации творческой деятельности (среднего школьного возраста)

Стимулирование творческой активности учащихся в процессе обучения осуществляется посредством определённых приёмов, средств и соответствующих условий, которые и создают предпосылки для проявления творчества. Под «условием» в психолого-педагогическом смысле следует понимать:

- всё то, от чего зависит достижение дидактических целей;

- среда, обстановка, в которой пребывают и без которой не могут существовать предметы, явления.

По В.И. Андрееву «педагогические условия представляют собой обстоятельство процесса обучения, которое является результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приёмов), а также организационных форм обучения для достижения определённых дидактических целей» [2].

В результате теоретического анализа проблемы развития творческой активности были определены условия её развития.

Первое условие. Только компетентный профессиональный педагог способен определить индивидуальность каждого ученика, дать компетентные рекомендации о наиболее благоприятном пути индивидуального развития, помочь учащемуся познать себя, самоопределиться и по возможности самореализоваться.

И.Я. Лернера считает, что развитие личности учащихся напрямую зависит от определенного нравственного и эмоционального климата на уроках. Решающую роль, по мнению ученого, в этом играет позиция самого учителя, его творческий энтузиазм, доброжелательность, создаваемая им атмосфера свободы мысли и самопроявления. Есть множество приемов достижения этой цели:

- первоначально давать легко доступные творческие задания;

- проявлять интерес к действиям учеников;

- признавать и поощрять многовариантность ответов учащихся;

- раскрывать личностную значимость изучаемого и сделанного;

- поощрять чувство предвосхищения и ожидания, поддерживать на уроке чувство ожидания;

- строить предположения на расширенной совокупности исходных данных;

- знакомое снова сделать незнакомым (рассмотреть с другой точки зрения);

- не подчеркивать чувство вины после совершения ошибки;

- повышать значение ответа, часто даже ошибочного, искать в нем рациональное зерно.

Важным условием самопознания является организация учителем ситуаций успеха. «Человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном». Любая удача запоминается, остается в памяти и формирует стремления к достижению цели.

Второе условие - как разнообразен по своему содержанию педагогический процесс, так разнообразны методы обучения. Несмотря на это, в основе каждого из них лежит один общий методологический принцип - направленность и пригодность каждого отдельного метода для достижения определённых целей.

Все методы в плане достижения определённых дидактических целей должны нести в себе активность, так как процесс усвоения имеет активную деятельностную основу. Даже способы объяснения нового материала в учебных предметах, относящихся к словесным метода, несут в себе активность.

Методы обучения:

Метод «Мозговой штурм». Он базируется на ряде психологических и педагогических закономерностей, основными теоретическими предпосылками, которыми руководствовались создатели этого метода в том, коллективно генерировать идеи эффективнее, чем индивидуально. Диалог в условиях «мозговой атаки» выступает в роли средства, позволяющего ограничить явные и не явные существующие барьеры (психологические, социальные, педагогические и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: