Модуль 3
Рассматриваемые вопросы:
1. Понятия и определения.
2. Принадлежность точки прямой.
3. Принадлежность точки поверхности.
4. Принадлежность линии поверхности.
5. Пересечение линии с линией.
6. Пересечение поверхности с поверхностью:
а) объединенный алгоритм решения задач по определению линии пересечения двух поверхностей;
б) пересечение двух плоскостей.
7. Определение точки пересечения линии с поверхностью:
а) объединенный алгоритм построения точки встречи прямой с поверхностью и плоскостью.
8. Построение проекций на П1, П2 двух скрещивающихся прямых
МN и КL.
Круг задач, ответы на которые могут быть получены графическим путем, чрезвычайно широк. При этом независимо от степени сложности их решения и характера вопросов, требующих ответа, все они могут быть отнесены всего лишь к одному из двух классов:
1-й класс – задачи позиционные;
2-й класс – задачи метрические.
Следует иметь в виду, что деление задач на позиционные и метрические является условным. Если из всего многообразия задач позиционную группу можно выделить, то чисто метрические задачи встречаются очень редко; как правило, при решении метрических задач предварительно приходится выяснять позиционные отношения между геометрическими фигурами, входящими в условие задачи или построенными в процессе решения, т.е. решать позиционную задачу.
Несмотря на это, распределение задач по отмеченным классам в методическом отношении имеет большой смысл, т.к. позволяет установить единые (обобщенные) алгоритмы, пригодные для решения широкого круга задач, входящих в один класс, и, как следствие, обеспечить простой и надежный поиск частного алгоритма для решения поставленной задачи.
Под позиционными задачами подразумеваются задачи, решение которых позволяет получить ответ о принадлежности элемента (точки) или подмножества (линии) множеству (поверхности).
К позиционным относятся также задачи на определение общих элементов, принадлежащих различным геометрическим фигурам.
Первая группа задач может быть объединена общим названием "Задачи на принадлежность элементов", к ним относятся задачи на определение:
1) принадлежность точки линии (A Î l);
2) принадлежность точки поверхности (A Î a);
3) принадлежность линии поверхности (l Î a).
Задачи на пересечение геометрических элементов содержат также три типа задач:
1) на пересечение линии с линией (n Ç m);
2) на пересечение линии с поверхностью (l Ç a);
3) на пересечение поверхности с поверхностью (a Ç b).
Но все многообразие позиционных задач можно свести к решению задач 1-й группы – задачи на принадлежность.
Вопрос 1: Как можно сформулировать условия задач, входящих во вторую группу, чтобы убедиться в справедливости предыдущего утверждения?
Ответ: Задачу 1, 2-й групп (n Ç m) можно заменить задачей 1 (A Î l) первой группы "Определить точку, принадлежащую как линии n, так и линии m".
Задачу 2, 3-й групп (a Ç b) можно заменить задачей, относящейся к первой группе "Определение линии l, принадлежащей как поверхности a, так и поверхности b".
Задачу (а Ç a) можно рассмотреть как две задачи первой группы: A Î l (задача 1) и A Î a (задача 2).
Определение позиционных задач: "Если фигура Ф' принадлежит Ф, то ортогональная проекция фигуры Ф'i принадлежит ортогональной проекции фигуры Фi".