Экономический механизм повышения уровня эффективности работы предприятия имеет традиционный базис и включает мероприятия, направленные на:
- увеличение объема реализации продукции;
- реализацию в более оптимальные сроки;
- снижение себестоимости продукции.
Вместе с тем, следует отметить, что в зависимости от того, какой из типов показателей эффективности принимается во внимание, мероприятия, направленные на его повышение могут существенно различаться.
Так, если необходимо повысить рентабельность продаж, в качестве компонентов организационно-экономического механизма его повышения рассматриваются следующие мероприятия:
- выход на новые рынки, где аналогичный товар можно сбыть по более высокой цене;
- реструктуризация ассортимента, повышение удельного веса в общем объёме продаж более рентабельных товаров;
- повышение эффективности маркетинговой работы на предприятии с целью максимально полного учёта запросов потребителей целевых сегментов рынка.
При необходимости повышения рентабельности затрат в качестве элементов организационно-экономического механизма такого повышения рассматриваются:
|
|
- повышение оплатоотдачи, для чего необходимы два условия - рост производительности труда и максимально полная привязка динамики оплаты труда работников к динамике финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия;
- повышение материалоотдачи (снижение материалооёмкости) выпускаемой продукции, что состоит в снижении сырьё-, энерго-, теплоёмкости выпускаемой продукции;
- повышение фондоотдачи путём повышения коэффициента сменности работы оборудования, оптимизации парка оборудования и выбора эффективной амортизационной политики.
В целом мероприятия по повышению рентабельности затрат практически направлены на снижение уровня затрат на рубль товарной продукции.
в случае необходимости повышения рентабельности капитала в качестве его организационно-экономического механизма применяются мероприятия по:
- повышению рентабельности продаж;
- повышению коэффициента реализации путём оптимизации производственного планирования и проведения дополнительных исследований рынка с целью максимально возможного учёта требований потребителей целевых сегментов к выпускаемой продукции;
- повышению оборачиваемости капитала путём снижения складских запасов сырья и материалов при помощи оптимизации процесса снабжения, снижения запасов готовой продукции и остатков дебиторской задолженности, для чего нужно обеспечить улучшение производственно-сбытовой деятельности (предоставление скидок в случае ускорения расчётов за товар, увязка производственного планирования с прогнозом спроса на предлагаемый товар со стороны потребителей и т. д.)
Кроме того, среди общих организационных мероприятий, направленных на повышение эффективности хозяйствования, наибольшее распространение получили:
- вовлечение работников предприятия в достижение поставленных целей;
- стимулирование спроса на выпускаемую продукцию;
- автоматизация деятельности экономических и иных служб предприятия.