Выготский: Внутренняя речь – это свернутая эгоцентрическая речь.
Эгоцентрическая речь – переходное звено (пр: ребенок произносит слова, но для себя).
Внутренняя речь выполняет регулирующую / организующую / управляющую функцию для внешней речи. Следовательно, участвует в процессе общения.
Экстериоризация – переход изнутри вовне. Психологическое понятие – переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия.
Интериоризация – наоборот – переход извне внутрь. Психологическое понятие – формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения.
В процессе внутренней речи работают речедвигательные механизмы + остальные механизмы.
Происходит скоростное произнесение.
В меньшей степени они проявляются в стереотипной д-ти. И ярко выражены, когда Ч. приходится напрягаться (пр: чтение ин.яз.).
Сокращение речедвижений происходит:
- при образовании речевых типов.
|
|
- при замещении речедвижений слуховыми и зрительными компонентами.
- при наглядном сокращении мышления.
Во внутренней речи – активность речевой мускулатуры проявляется двоякого рода:
1. Тоническая активность (речевой аппарат находится в определенном тонусе, напряжении – мелкие, низкоамплитудные колебания) – при ней происходит настройка речедвижений, подготовка речедвигательного аппарата.
2. Фазическая активность (высокоамплитудные колебания – залпы, вспышки колебаний. Выразительное проявление речедвижений) – повышение речевой активности.
Это говорит о тесной связи речи и мышления. Оба варианта имеют место в умственной д-ти.
Мышление имеет речевую и неречевую фазу.
В неречевой – накопление сенсорной информации.
Речь – обслуживает мышление и др. процессы. Вся психика Ч. – речевая.
Внутреннее мышление участвует и в общении.
Характерные особенности внутренней речи:
- Свернутая, сжатая речь (имеет место - отношение связи речи с мышлением).
Мысли – клубки, следовательно - человек легко связывает одни мысли с другими (составляет схемы, последовательность рассказа).
- Может иметь развернутый характер (когда человек обдумывает в деталях выступление; проговаривает сложные моменты; при чтении – когда встречаются новые, сложные моменты, и т.д.) – развернутая внутренняя речь.
- Упрощение синтаксиса, значительно меньшее количество слов. Отрывочный, фрагментарный, сокращенный х-ер. Протекает очень быстро.
- Имеет место система нулевых синтаксических категорий. Фонетическая редукция в наборах, рядах звуков (пр: Ленинград – Л-д).
Связь внутренней речи с внешней:
|
|
Внутренняя речь – механизм контроля по отношению к внешней.
Важно формирование специальных умений перевода внутренней речи во внешнюю.
(Проблема внутренней речи имеет отношение к культуре письменной и устной речи).
Сама внутренняя речь берет начало из внешней, с которой происходит редукция.
Эгоцентрическая речь.
- речь для себя. И внешняя, и внутренняя. (Вслух часто говорят маленькие дети). С возрастом происходит переход во внутреннюю речь. (Выготский).
Пиаже: эта речь эгоцентрична, т.к. ребенок говорит лишь со своей точки зрения и не встает на сторону собеседника.
К 7 годам мало что остается от эгоцентрической речи.
Блонский: Внутренняя речь возникает из общения одновременно с внешней. Имеет место совмещение слушания и говорения. Слушание речи – это говорение вместе с говорящим. Полного повторения нет.
Ананьев: к числу бесспорных фактов относят: беззвучность, свернутость, сокращенность, вторичность (производность от внешней речи), процессуальность (установка на наречие, внутреннее свернутое говорение, появление развернутого высказывания, приближающегося к внешней речи. Момент разжатия).
Гальперин – «Теория формирования внутренних действий». Поэтапное формирование речи:
- громкое проговаривание.
- внутренней проговаривание.
- действие в уме.
Здесь происходит момент сокращения программирования.
ü Доказательства сжатого х-ра внутренней речи:
Соколов – метод рассуждения вслух (дают физическую задачу с условием проговаривания всех этапов решения вслух. В результате – многие операции выпадают).
Использование артикуляционных помех:
- Ч. воспроизводит стихотворение и слушает текст.
- Ч. считает (1 – 20) и слушает текст для восприятия.
Это затрудняет восприятие и понимание текста. Выхватываются отдельные слова. Нарушается и запоминание.
Когда Ч. считает, то он может улавливать текст и успевает даже рассуждать. Опора на слова происходит в моменты микропауз, т.е. в это время происходит фиксация речи. Одним обобщающим словом могут закрепляться комплексы мыслей.
Могут быть даже не слова, а только намеки на них.
Внутренняя речь – механизм смыслового комплексирования. Полного выключения речедвижения не происходит.
Это дает возможность легко связывать отдаленные идеи.
Есть другая – противоположная форма внутренней речи – развернутая. Это происходит при восприятии нового, сложного материала. Моменты осмысливания – это тоже вар. развернутой внутренней речи (в сочетании со свернутой внутренней речью).