В отечественной Y

Выготский: Внутренняя речь – это свернутая эгоцентрическая речь.

Эгоцентрическая речь – переходное звено (пр: ребенок произносит слова, но для себя).

Внутренняя речь выполняет регулирующую / организующую / управляющую функцию для внешней речи. Следовательно, участвует в процессе общения.

Экстериоризация – переход изнутри вовне. Психологическое понятие – переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия.

Интериоризация – наоборот – переход извне внутрь. Психологическое понятие – формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения.

В процессе внутренней речи работают речедвигательные механизмы + остальные механизмы.

Происходит скоростное произнесение.

В меньшей степени они проявляются в стереотипной д-ти. И ярко выражены, когда Ч. приходится напрягаться (пр: чтение ин.яз.).

Сокращение речедвижений происходит:

- при образовании речевых типов.

- при замещении речедвижений слуховыми и зрительными компонентами.

- при наглядном сокращении мышления.

Во внутренней речи – активность речевой мускулатуры проявляется двоякого рода:

1. Тоническая активность (речевой аппарат находится в определенном тонусе, напряжении – мелкие, низкоамплитудные колебания) – при ней происходит настройка речедвижений, подготовка речедвигательного аппарата.

2. Фазическая активность (высокоамплитудные колебания – залпы, вспышки колебаний. Выразительное проявление речедвижений) – повышение речевой активности.

Это говорит о тесной связи речи и мышления. Оба варианта имеют место в умственной д-ти.

Мышление имеет речевую и неречевую фазу.

В неречевой – накопление сенсорной информации.

Речь – обслуживает мышление и др. процессы. Вся психика Ч. – речевая.

Внутреннее мышление участвует и в общении.

Характерные особенности внутренней речи:

  1. Свернутая, сжатая речь (имеет место - отношение связи речи с мышлением).

Мысли – клубки, следовательно - человек легко связывает одни мысли с другими (составляет схемы, последовательность рассказа).

  1. Может иметь развернутый характер (когда человек обдумывает в деталях выступление; проговаривает сложные моменты; при чтении – когда встречаются новые, сложные моменты, и т.д.) – развернутая внутренняя речь.
  1. Упрощение синтаксиса, значительно меньшее количество слов. Отрывочный, фрагментарный, сокращенный х-ер. Протекает очень быстро.
  1. Имеет место система нулевых синтаксических категорий. Фонетическая редукция в наборах, рядах звуков (пр: Ленинград – Л-д).

Связь внутренней речи с внешней:

Внутренняя речь – механизм контроля по отношению к внешней.

Важно формирование специальных умений перевода внутренней речи во внешнюю.

(Проблема внутренней речи имеет отношение к культуре письменной и устной речи).

Сама внутренняя речь берет начало из внешней, с которой происходит редукция.

Эгоцентрическая речь.

- речь для себя. И внешняя, и внутренняя. (Вслух часто говорят маленькие дети). С возрастом происходит переход во внутреннюю речь. (Выготский).

Пиаже: эта речь эгоцентрична, т.к. ребенок говорит лишь со своей точки зрения и не встает на сторону собеседника.

К 7 годам мало что остается от эгоцентрической речи.

Блонский: Внутренняя речь возникает из общения одновременно с внешней. Имеет место совмещение слушания и говорения. Слушание речи – это говорение вместе с говорящим. Полного повторения нет.

Ананьев: к числу бесспорных фактов относят: беззвучность, свернутость, сокращенность, вторичность (производность от внешней речи), процессуальность (установка на наречие, внутреннее свернутое говорение, появление развернутого высказывания, приближающегося к внешней речи. Момент разжатия).

Гальперин – «Теория формирования внутренних действий». Поэтапное формирование речи:

- громкое проговаривание.

- внутренней проговаривание.

- действие в уме.

Здесь происходит момент сокращения программирования.

ü Доказательства сжатого х-ра внутренней речи:

Соколовметод рассуждения вслух (дают физическую задачу с условием проговаривания всех этапов решения вслух. В результате – многие операции выпадают).

Использование артикуляционных помех:

- Ч. воспроизводит стихотворение и слушает текст.

- Ч. считает (1 – 20) и слушает текст для восприятия.

Это затрудняет восприятие и понимание текста. Выхватываются отдельные слова. Нарушается и запоминание.

Когда Ч. считает, то он может улавливать текст и успевает даже рассуждать. Опора на слова происходит в моменты микропауз, т.е. в это время происходит фиксация речи. Одним обобщающим словом могут закрепляться комплексы мыслей.

Могут быть даже не слова, а только намеки на них.

Внутренняя речь – механизм смыслового комплексирования. Полного выключения речедвижения не происходит.

Это дает возможность легко связывать отдаленные идеи.

Есть другая – противоположная форма внутренней речи – развернутая. Это происходит при восприятии нового, сложного материала. Моменты осмысливания – это тоже вар. развернутой внутренней речи (в сочетании со свернутой внутренней речью).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: