Виды устной речи

1. Аффективная речь – часто провоцируется ситуацией.

- выражение эмоций – экспрессивно-напряженная.

- четкого мотива и замысла нет.

- больше восклицаний (пр: черт побери).

- не нуждается в предварительной подготовке.

- при нарушениях мозга - не нарушается.

- простая.

- опора на неречевые компоненты (мимика, жесты, восклицания).

(пр: человек срывает зло на других).

2. Диалогическая речь.

- мотивация есть (здесь происходит наложение мотивов двух общающихся; мотивы могут меняться на ходу).

- есть замысел (в качестве беседы).

- замысел перестраивается, т.к. эта речь поддерживаемая (и второй человек - тоже в роли субъекта).

- есть элемент навязывания.

- требует гибкости (надо реагировать на речь другого).

- речь ситуативная (имеет место и значение и внешняя, и внутренняя ситуация).

Внутренняя – недоговаривают, подразумевают, понимают с полуслова, и т.д.

Внешняя – (идет транспорт, или т.п.) пантомимика (показывают рукой, и т.д.).

- х-ся свернутостью.

- околоречевые компоненты.

- в некоторых случаях приобретает довольно организованный характер (пр: психологическая беседа; беседа, как способ воздействия на человека; беседа, как метод изложения, преподнесения материала).

3. Монолог – это организованная форма речи.

(Лекция, доклад, рассказ, выступление, и т.д.).

Виды монолога: (обладают разной степенью сложности)

А) Простой.

Б) Сложный.

Выделяют:

А) Драматизирующую речь.

Более простая, т.к. сопровождается неречевыми компонентами.

Х-ся недостаточно развернутой грамматической структурой.

Нет стройной организации.

Б) Эпическую речь.

Опора на неязыковые средства минимальна.

Способна отражать самые сложные содержания.

Опирается на системы логико-грамматических средств.

Организованная речь.

Х-ки монолога (в целом).

- более длительная речь.

- более развернутая.

- последовательная.

- более отвлечена от собеседника (но не совсем, т.к. реакция все равно должна быть).

- важную роль играет мышление (организация материала).

- напряженная интеллектуальная работа.

- присутствует элемент творчества (порождение нового, креативные моменты).

- требует предварительной подготовки.

Активная мыслительная переработка материала – важный фактор овладения материалом.

+ В процессе подготовки надо решать задачи в плане мнемическом (заучивание, повторение).

Материал при подготовке нужно выстраивать.

Результат подготовки:

- внешний (развернутый конспект).

- внутренний (здесь работает внутренняя речь, это должна быть внутренняя сжатая схема).

Созревание внутренней сжатой схемы возникает в результате напряженной длительной интеллектуальной работы. Это имеет отношение к проверке готовности и к возникновению чувства уверенности.

Роль эмоционального фактора:

1) Ограничение нежелательных эмоциональных проявлений. Обретение чувства уверенности ограничивает негативные эмоции.

2) Необходимо себя настраивать и в эмоциональном плане. Нагнетать в к-то степени эмоцию, т.е. создавать эмоциональный настрой.

Эмоции нужно не давить, а культивировать. В устной речи должны присутствовать экспрессивные стороны.

Состав действий в монологической речи (ситуация выступления).

- выполняются группы неречевых действий.

Группы неречевых действий:

1. Информация, сообщение.

2. Организующие действия, управление.

3. Обратная связь-1 (оценка работы слушателями) – важную роль играет психологическая наблюдательность оратора.

4. Обратная связь-2 (оценка своей деятельности, самоанализ).

(схема)

В итоге д-ть оратора и слушателя – это совместная общая работа, единый «организм».

Психологические условия успешного взаимодействия оратора и слушателя:

· Организация внимания слушателя. Важно обеспечивать послепроизвольное внимание.

Общее условие: втянуть слушателя в активную работу.

· Активизация мышления слушателя. Главное – донести мысли, доказать. Ниболее важна логика, доказательность, возникновение сложных ситуаций. Конкретное в речи (приемы, пословицы, поговорки) должно работать на общее. Оно должно делать доступным общее.

· Эмоциональный фактор должен подходить под логику, связанность. Эмоции – подсобный фактор. Они должны присутствовать в выступлении в меру. Должно быть разумное соотношение эмоций и научной организации.

· Необходимо соблюдать нормы культурной нормативной речи, интонации и темп речи. Нужно, чтобы эти стороны были управляемы, т.е. варьировались.

· В устном выступлении важную роль играет умение трансформировать письменную речь в устную. Т.к. в письменной речи часто встречаются сложные формулировки, но в устном выступлении они противопоказаны. У слушателя возникают трудности с восприятием сложных формулировок.

· В современных условиях, в связи с развитием СМИ, возникли некоторые специфические требования (микрофон, камера).

Нет опоры (слушателя - обратной связи-1); слушатели разных категорий; нет аудитории перед глазами ® более сложный характер, психологическое напряжение, и т.д.

Возникает дополнительная нагрузка на организацию выступления.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: