1. Аффективная речь – часто провоцируется ситуацией.
- выражение эмоций – экспрессивно-напряженная.
- четкого мотива и замысла нет.
- больше восклицаний (пр: черт побери).
- не нуждается в предварительной подготовке.
- при нарушениях мозга - не нарушается.
- простая.
- опора на неречевые компоненты (мимика, жесты, восклицания).
(пр: человек срывает зло на других).
2. Диалогическая речь.
- мотивация есть (здесь происходит наложение мотивов двух общающихся; мотивы могут меняться на ходу).
- есть замысел (в качестве беседы).
- замысел перестраивается, т.к. эта речь поддерживаемая (и второй человек - тоже в роли субъекта).
- есть элемент навязывания.
- требует гибкости (надо реагировать на речь другого).
- речь ситуативная (имеет место и значение и внешняя, и внутренняя ситуация).
Внутренняя – недоговаривают, подразумевают, понимают с полуслова, и т.д.
Внешняя – (идет транспорт, или т.п.) пантомимика (показывают рукой, и т.д.).
- х-ся свернутостью.
- околоречевые компоненты.
- в некоторых случаях приобретает довольно организованный характер (пр: психологическая беседа; беседа, как способ воздействия на человека; беседа, как метод изложения, преподнесения материала).
|
|
3. Монолог – это организованная форма речи.
(Лекция, доклад, рассказ, выступление, и т.д.).
Виды монолога: (обладают разной степенью сложности)
А) Простой.
Б) Сложный.
Выделяют:
А) Драматизирующую речь.
Более простая, т.к. сопровождается неречевыми компонентами.
Х-ся недостаточно развернутой грамматической структурой.
Нет стройной организации.
Б) Эпическую речь.
Опора на неязыковые средства минимальна.
Способна отражать самые сложные содержания.
Опирается на системы логико-грамматических средств.
Организованная речь.
Х-ки монолога (в целом).
- более длительная речь.
- более развернутая.
- последовательная.
- более отвлечена от собеседника (но не совсем, т.к. реакция все равно должна быть).
- важную роль играет мышление (организация материала).
- напряженная интеллектуальная работа.
- присутствует элемент творчества (порождение нового, креативные моменты).
- требует предварительной подготовки.
Активная мыслительная переработка материала – важный фактор овладения материалом.
+ В процессе подготовки надо решать задачи в плане мнемическом (заучивание, повторение).
Материал при подготовке нужно выстраивать.
Результат подготовки:
- внешний (развернутый конспект).
- внутренний (здесь работает внутренняя речь, это должна быть внутренняя сжатая схема).
Созревание внутренней сжатой схемы возникает в результате напряженной длительной интеллектуальной работы. Это имеет отношение к проверке готовности и к возникновению чувства уверенности.
|
|
Роль эмоционального фактора:
1) Ограничение нежелательных эмоциональных проявлений. Обретение чувства уверенности ограничивает негативные эмоции.
2) Необходимо себя настраивать и в эмоциональном плане. Нагнетать в к-то степени эмоцию, т.е. создавать эмоциональный настрой.
Эмоции нужно не давить, а культивировать. В устной речи должны присутствовать экспрессивные стороны.
Состав действий в монологической речи (ситуация выступления).
- выполняются группы неречевых действий.
Группы неречевых действий:
1. Информация, сообщение.
2. Организующие действия, управление.
3. Обратная связь-1 (оценка работы слушателями) – важную роль играет психологическая наблюдательность оратора.
4. Обратная связь-2 (оценка своей деятельности, самоанализ).
(схема)
В итоге д-ть оратора и слушателя – это совместная общая работа, единый «организм».
Психологические условия успешного взаимодействия оратора и слушателя:
· Организация внимания слушателя. Важно обеспечивать послепроизвольное внимание.
Общее условие: втянуть слушателя в активную работу.
· Активизация мышления слушателя. Главное – донести мысли, доказать. Ниболее важна логика, доказательность, возникновение сложных ситуаций. Конкретное в речи (приемы, пословицы, поговорки) должно работать на общее. Оно должно делать доступным общее.
· Эмоциональный фактор должен подходить под логику, связанность. Эмоции – подсобный фактор. Они должны присутствовать в выступлении в меру. Должно быть разумное соотношение эмоций и научной организации.
· Необходимо соблюдать нормы культурной нормативной речи, интонации и темп речи. Нужно, чтобы эти стороны были управляемы, т.е. варьировались.
· В устном выступлении важную роль играет умение трансформировать письменную речь в устную. Т.к. в письменной речи часто встречаются сложные формулировки, но в устном выступлении они противопоказаны. У слушателя возникают трудности с восприятием сложных формулировок.
· В современных условиях, в связи с развитием СМИ, возникли некоторые специфические требования (микрофон, камера).
Нет опоры (слушателя - обратной связи-1); слушатели разных категорий; нет аудитории перед глазами ® более сложный характер, психологическое напряжение, и т.д.
Возникает дополнительная нагрузка на организацию выступления.