Сценарий: Солодухина Нина, лето 2006г., г. Волжский Волгоградской области.
Моб.тел. 8-909-694-21-63;
e-mаil: ninasld@rambler.ru
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
( Из окна Венского оперного театра мы через окно музыкальной школы переносимся из Прошлого в Настоящее
и снова оказываемся в классе)
Учительница показывает детям партитуру оперы:
- (4), стр. 117; (2), стр.121-122): «Получение заказа на оперу было большой удачей. Остановились на веселой, забавной пьесе «Притворная простушка». Вольфганг с увлечением принялся за работу над оперой.
По мере того как создавались отдельные ансамбли и арии, композитор показывал их будущим исполнителям своей оперы. Попутно он вносил в партитуру необходимые изменения, чутко согласуя их с особенностями голоса того или иного певца. Все шло хорошо, и работа уже подвигалась к завершению.
Но тут начались неприятности. До этого времени выступлениям юного музыканта сопутствовали удачи. Все восхищались им как забавной игрушкой. Теперь Вольфгангу уже двенадцать лет. Скоро он станет опасным соперником для своих собратьев-музыкантов. Шутка ли, если уже в этом возрасте он начинает сочинять и ставить оперы? Нужно во что бы то ни стало помешать постановке «Притворной простушки». Те самые композиторы, которые недавно еще восхищались чудо-ребенком, теперь пустили в ход сложный механизм закулисной интриги.
Ссылаясь на мнение приезжих итальянских маэстро, они утверждали, что маленький Моцарт пишет музыку не сам. Вся затея с заказом оперы двенадцатилетнему мальчишке – сплошная мистификация и обман. Это хитрый зальцбургский органист сочиняет вместо сына, выдавая свою работу за творчество ребенка, с целью сделать ему карьеру!»
(Ноты в руках учительницы переносят нас
из Настоящего в Прошлое,
и оказываются в руках отца Моцарта, когда тот находится в театре, придя на генеральную репетицию.)
Учительница продолжает: (4), стр. 117; (2), стр.121-122): «Леопольд Моцарт был вне себя от досады и негодования… Генеральная репетиция так и не состоялась. Дирекция театра отказалась заплатить обещанные за оперу 100 дукатов. Поражение было полное.
Зато 5 января 1769 года (Моцарту почти 13 лет) в доме доктора Месмера силами певцов-любителей состоялась постановка маленькой комической оперы Вольфганга «Бастиен и Бастиена». Произведение это пленило всех очаровательной мелодичностью, близостью к интонациям австрийской народной песни.
А по возвращении Вольфганга в Зальцбург архиепископ, живо принимавший к сердцу его успехи и огорчения, приказал музыкантам своей капеллы разучить оперу «Притворная простушка».
Опера эта и теперь ставится в Зальцбурге. Произведение двенадцатилетнего мальчика слушают многочисленные туристы, приезжающие посетить Зальцбург – город Моцарта».
(Голос девочки «за кадром» переносит нас
из Прошлого в Настоящее. )
Это была «Сальери»:
- Это правда! Я с папой тоже слышала и смотрела эту оперу там! Знаете как красиво! Теперь я сама тоже пишу оперу для детей!
Учительница похвалила ее:
- Молодец! Умница! Напишешь – и мы с нашими ребятами поставим ее у нас в школе! И, вообще, ребята, я хотела сразу вам сказать, что вы можете приносить мне свои сочинения – мы будем их репетировать и вы с ними будете выходить на конкурсы!
Итак, Моцарту уже 13 лет, (4), стр. 117-118; (5), стр.54-57): «В этом, 1769 году, Вольфганг много писал для церкви, создав ряд духовных произведений, но столь же обильную дань отдал бальной оркестровой музыке, занимавшей немалое место в музыкальном обиходе города.
49 менуэтов сочинил он только к зальцбургскому новогоднему карнавалу, в разгар которого вернулся из Вены».
Именно эти менуэты мы с вами будем использовать при подготовке программы к нашему новогоднему празднику!
«Сальери» с восхищением сразу согласилась:
- Ой! Правда, а давайте тоже устроим карнавал! Мне сошьют новое очень красивое платье, я придумаю себе самую загадочную маску, - она посмотрела на «Моцарта», - и меня никто не узнает!
Ее перебил угрюмый «Моцарт»:
- Надоели эти «мальчики-зайчики, девочки-снежинки»!
Давайте в этот день поедем в какую-нибудь больницу и дадим там концерт – знаете, сколько тяжелобольных детей годами лежат в больницах и справляют праздники в палатах! И их родители тоже иногда остаются там вместе с ними! У меня друг, сосед так лежит, можем к нему поехать!..
Учительница снова удивилась серьезности мальчика:
- Да, ты прав! Ты настоящий друг, если хочешь поддержать и развеселить друга в трудную минуту! Мы обязательно это сделаем! Потому что, (4), стр.118; (5), стр.54-57): «С давних пор в Вене укоренилась традиция сопровождать общественные и семейные празднества общедоступными концертами, часто происходившими на открытом воздухе.
Именовалась эта праздничная музыка различно – «серенада», «дивертисмент», «кассация», «финальная музыка», «ночная музыка», «ноктюрн», - но по содержанию, характеру и строению была однородной.
Чисто моцартовские черты здесь едва намечаются. И все же в контрастной смене тем – то шумных и блистательных, то задумчивых или детски-шаловливых, - в том, как естественно вплетаются элегические интонации в безмятежно веселое и шутливое настроение, царящее в этих пьесах, уже узнается присущее Моцарту мелодическое богатство».
Учительница посмотрела на наручные часы и стала заканчивать урок:
- (1), стр.78): «Мы, люди ХХI века, так никогда и не узнаем всех обстоятельств его последней болезни и смерти. Загадкой останутся для нас какие-то черты его личности.
Мы даже не можем поклониться его могиле, потому что, в отличие от большинства великих людей, у Моцарта нет могилы: есть только несколько памятных надгробий.
Но все это нам и не нужно. То, что великий Моцарт хотел поведать современникам и потомкам о себе и о мире, он выразил в своей музыке.
И по сей день, нас поражают ясность, простота, чистая красота этой музыки.
Моцарт прожил не полных 36 лет, но за этот короткий срок творчество его достигло той зрелости, какая обычно связана с долгим опытом жизни.
Завершив достижения музыкальной культуры XVIII века, оно открывало новые пути для художников следующих поколений.»
Тут прозвенел звонок, учительница сказала:
- Урок окончен! На этом мы на сегодня остановимся! Так, кто остается на индивидуально занятие?
-Я. – «Моцарт» остался сидеть на месте, а все дети собрали свои вещи и, попрощавшись, ушли.
В классе наступила гнетущая тишина.
Учительница с учеником смотрели друг на друга, смущаясь от недосказанности на уроке.
Чтобы как-то разрядить обстановку учительница взяла мобильный телефон и, собираясь выйти в коридор, сказала:
- Ты пока отдохни немножко, после урока, а мне нужно срочно позвонить, ладно?
Учительница включила спокойную музыку Моцарта:
- Вот, послушай пока, а потом попробуем это сыграть.
Она вышла в коридор, потом на улицу и глубоко вдохнула прохладный осенний воздух.
В ней боролись противоречивые чувства, она впервые задумалась: «И ведь правда, как, наверное, трудно приходится этим одаренным детям! Родители с них так много спрашивают из-за их таланта! А они хотят простого детства! Как я никогда этого не замечала? Строго спрашивала с них выполнение заданий, уроков. Перед конкурсами часами играли!»
Она набрала номер в сотовом телефоне, ей никто не ответил, она набрала сообщение и отослала его.
Вернувшись в класс, она попала снова в странную ситуацию: мальчик спал на парте, положив голову на руки. Не зная что делать, она немного постояла, а потом дотронулась до его плеча:
- Что с тобой? Что-нибудь случилось, тебе плохо?
Мальчик резко выпрямился, протирая глаза:
- Ой, нет, нет…! Папочка, прости! Я не сплю! Все хорошо! –
и он начал играть музыку, которую ему включила учительница. Она остановила его, положив руку на его пальцы:
- Остановись, это я, учительница. У тебя очень усталый вид, ты не заболел?
Мальчик понял где он, опустив голову, смущенно ответил:
- Да, я действительно устал: папа поздно приходит с работы и будит меня, показывает произведение и заставляет тут же его играть.
У нее навернулись слезы на глаза. Она погладила его по голове и сказала:
- Перейди на последнюю парту, ложись там и поспи.
- Нет! Что Вы, а как же занятие?.. А если папа узнает? Только, пожалуйста, не говорите ему, что я уснул на уроке, очень Вас прошу!.. Он столько денег платит за эту школу!
- Я никому ни о чем не скажу! А тебе нужно отдохнуть!
Она взяла его за руку и отвела на последнюю парту, сняла с себя большой шарф и положила ему вместо подушки:
- Никто ни о чем не узнает, будь уверен. За занятие не беспокойся - я не сомневаюсь, что ты эту музыку знаешь, а для меня будет хорошим уроком этот случай, я буду внимательнее относиться к своим ученикам, спасибо тебе.
- Спасибо Вам. А то у меня еще сегодня вечером концерт…
У мальчика не было сил возражать ей, он лег на сидение парты и, через несколько мгновений, уснул.
Она выключила музыку, села за стол.
Сначала долго смотрела на ученика, а потом стала читать учебник, теперь по-новому воспринимая автобиографию Моцарта, судьбу маленького мальчика.
В книге была фотография:
(Фото: картина «Вольфганг Моцарт в семилетнем возрасте с отцом и сестрой. Концерт в Париже.»