Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые используются при составлении анкет.
3 типа анкетирования:
1. Анкеты составляются из прямых вопросов и направлены на выявление осознаваемых качеств испытуемых.
2. Анкета селективного типа – на каждый вопрос анкеты – несколько готовых ответов.
3. Анкеты-шкал. При ответе на вопросы анкеты-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из предложенных ответов, а прошкалировать (оценить в баллах) предложенные ответы.
«+»: Быстрое получение массового материала.
«–»: Позволяет вскрывать только самый верхний слой факторов.
БЕСЕДА – это специфический для психологии метод исследования человеческого поведения, т.к. в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна.
Беседа – это диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого.
Исследователь различают:
1. Клиническую беседу.
|
|
2. Целенаправленный опрос (лицом к лицу, интервью).
Клиническая беседа – это способ исследования личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исследователь стремиться получить максимально полную информацию о его идивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания, и т.д.
Чаще всего производят в особо оборудованном помещении.
Данные, полученные в ходе клинической беседы фиксируют:
(«–» фиксации данных:)
- если запись ведется в ходе беседы, то может нарушиться доверительный контакт с собеседником.
- запись по памяти приводит к потере части информации из-за неполноты и ошибок запоминания, вызванных колебаниями внимания.
Целенаправленный опрос = интервью.
Широко распространен в оциальной психологии, психологии личности, психологии труда (главн. – социология).
Интервью – псевдобеседа.
Интервьюер должен помнить. что он исследователь. Не упускать из внимания план и вести разговор в нужном русле.
Решающее значение имеет доверительный контакт, сохранение дистанции, сохранение нейтральной позиции.
Метод глубинного интервью – это неформально личная беседа, проводимая по заранее намеченному плану и основанная на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов.
«–»: основные недостатки связаны со сложностью поиска интервьюера:
–– для проведения требуются квалифицированные специалисты, которых нелегко найти.
–– на качество результатов влияет личность и профессионализм интервьюера.
|
|
–– сложность обработки и интерпретации полученных результатов.
«+»:
–– Глубинное интервью, в отличие от простого интервью, позволяет глубже проникнуть в психологию респондента, лучше понять его точку зрения.
–– Полезно в ситуациях. Когда атмосфера групповой дискуссии нежелательна.
–– Применяется при тестировании и проработке начальных рекламных разработок, когда требуется получить непосредственные индивидуальные ассоциации, реакции и восприятие без оглядки на др.
АРХИВНЫЙ МЕТОД / изучение продуктов деятельности.
Объект исследования = продукты творчества испытуемых (самые разнообразные).
Можно анализировать не только содержательные, но и формальные характеристики объекта исследования.
1. Анализ продуктов деятельности – материал для клинических психологов при определенных заболеваниях. Резко изменяется характер продуктивности.
2. Биографический метод.
В ходе данного метода изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей.
Использование биографического метода предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики; свидетельства очевидцев; изучение продуктов деятельности; анализ дневников, и т.д.
***********************
Эксперимент – метод, предполагающий активное воздействие исследователя на изолированный объект с целью создания наилучших условий для изучения.
Виды эксперимента:
1. Естественный/полевой эксперимент – условия, используемые для проведения полевого эксперимента организует не экспериментатор, а сама жизнь (эксперимент в естественных условиях)
Экспериментатор не создает специальных условий, а только варьирует существующие.
«+»: включен в жизнь и деятельность испытуемых.
2. Моделирующий эксперимент – испытуемый действует по инструкции экспериментатора.
В нем испытуемый производит типичные для жизненной ситуации действия.
3. Лабораторный эксперимент – тип экспериментального исследования. Предполагающий создание специальных условий.
Чаще используется для изучения элементарных психических функций (моторной, сенсорной реакции).
«+»: возможность изучения поведения в особых условиях.
«–»: проблема экспериментального воздействия.