Анкетирование

Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые используются при составлении анкет.

3 типа анкетирования:

1. Анкеты составляются из прямых вопросов и направлены на выявление осознаваемых качеств испытуемых.

2. Анкета селективного типа – на каждый вопрос анкеты – несколько готовых ответов.

3. Анкеты-шкал. При ответе на вопросы анкеты-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из предложенных ответов, а прошкалировать (оценить в баллах) предложенные ответы.

«+»: Быстрое получение массового материала.

«–»: Позволяет вскрывать только самый верхний слой факторов.

БЕСЕДА – это специфический для психологии метод исследования человеческого поведения, т.к. в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна.

Беседа – это диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого.

Исследователь различают:

1. Клиническую беседу.

2. Целенаправленный опрос (лицом к лицу, интервью).

Клиническая беседа – это способ исследования личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исследователь стремиться получить максимально полную информацию о его идивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания, и т.д.

Чаще всего производят в особо оборудованном помещении.

Данные, полученные в ходе клинической беседы фиксируют:

(«–» фиксации данных:)

- если запись ведется в ходе беседы, то может нарушиться доверительный контакт с собеседником.

- запись по памяти приводит к потере части информации из-за неполноты и ошибок запоминания, вызванных колебаниями внимания.

Целенаправленный опрос = интервью.

Широко распространен в оциальной психологии, психологии личности, психологии труда (главн. – социология).

Интервью – псевдобеседа.

Интервьюер должен помнить. что он исследователь. Не упускать из внимания план и вести разговор в нужном русле.

Решающее значение имеет доверительный контакт, сохранение дистанции, сохранение нейтральной позиции.

Метод глубинного интервью – это неформально личная беседа, проводимая по заранее намеченному плану и основанная на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов.

«–»: основные недостатки связаны со сложностью поиска интервьюера:

–– для проведения требуются квалифицированные специалисты, которых нелегко найти.

–– на качество результатов влияет личность и профессионализм интервьюера.

–– сложность обработки и интерпретации полученных результатов.

«+»:

–– Глубинное интервью, в отличие от простого интервью, позволяет глубже проникнуть в психологию респондента, лучше понять его точку зрения.

–– Полезно в ситуациях. Когда атмосфера групповой дискуссии нежелательна.

–– Применяется при тестировании и проработке начальных рекламных разработок, когда требуется получить непосредственные индивидуальные ассоциации, реакции и восприятие без оглядки на др.

АРХИВНЫЙ МЕТОД / изучение продуктов деятельности.

Объект исследования = продукты творчества испытуемых (самые разнообразные).

Можно анализировать не только содержательные, но и формальные характеристики объекта исследования.

1. Анализ продуктов деятельности – материал для клинических психологов при определенных заболеваниях. Резко изменяется характер продуктивности.

2. Биографический метод.

В ходе данного метода изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей.

Использование биографического метода предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики; свидетельства очевидцев; изучение продуктов деятельности; анализ дневников, и т.д.

***********************

Эксперимент – метод, предполагающий активное воздействие исследователя на изолированный объект с целью создания наилучших условий для изучения.

Виды эксперимента:

1. Естественный/полевой эксперимент – условия, используемые для проведения полевого эксперимента организует не экспериментатор, а сама жизнь (эксперимент в естественных условиях)

Экспериментатор не создает специальных условий, а только варьирует существующие.

«+»: включен в жизнь и деятельность испытуемых.

2. Моделирующий эксперимент – испытуемый действует по инструкции экспериментатора.

В нем испытуемый производит типичные для жизненной ситуации действия.

3. Лабораторный эксперимент – тип экспериментального исследования. Предполагающий создание специальных условий.

Чаще используется для изучения элементарных психических функций (моторной, сенсорной реакции).

«+»: возможность изучения поведения в особых условиях.

«–»: проблема экспериментального воздействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: