В исследовании личности выделяют 2 методологических подхода:
1. Номотетический (номос = закон; тетиос = устанавливать) – этот подход предполагает исследование общих закономерностей и их вариаций.
Реализуется в конкретных экспериментальных исследованиях.
Данный подход ориентирует исследователя на поиск общих законов, которые объясняют существование и развитие объекта.
Сторонники этого подхода считают его – естественно-научным.
2. Идеографический (идеос = своеобразное) – эта методология состоит в описании особенностей конкретного человека.
Заключается в присвоении каждому изучаемому объекту статуса единичного, уникального, неповторимого.
Последователи данного подхода считают его единственно возможным в изучении объектов психического мира.
Идеографический метод требует наблюдения, фиксации, описания единичных явлений и событий.
Данный подход широко распространен в исторических дисциплинах; достаточно распространен в психологии, где индивидуальное своеобразие явления имеет очевидное значение (гуманитарный подход).
|
|
Условно можно отнести: номотетический подход – количественные эмпирические методы; идеографический подход – качественные эмпирические методы.
Количественные методы имеют некоторые недостатки и требуют дополнения качественными методами.
Номотетический метод познания характерен и в наибольшей мере используется в естественных науках и связан с обобщением отдельных фактов.
Идеографический метод чаще используется в гуманитарных науках, и призван описать однократно или редко встречающиеся уникальные явления.
В реальном исследовании личности важно сочетать оба метода познания.
В конкретном психологическом исследовании личности должно быть 3 этапа:
1. Номотетический (на большой статистически значимой выборке исследуются общие закономерности).
2. Идеографический анализ конкретных личностей.
3. Номотетический (обобщение на уровне конкретных групп).
Методы.
Все методы в психологии можно разделить на 2 группы:
1. Содержательные.
2. Дополнительные.
<<<<<<схема>>>>>>
Содержательные:
- Наблюдение:
- прямое (непосредственное):
- скрытое/открытое
- включенное/невключенное
- сплошное/выборочное
- косвенное (опосредованное):
- включенное/невключенное
- сплошное/выборочное
- Эксперимент:
- лабораторный
- естественный
- продольный (лонгетюд) – длительное наблюдение за одними и теми же людьми.
- поперечный – исследование разных групп людей
Дополнительные (вспомогательные):
- Опросы:
- письменные ( анкеты)
- устные (интервью (открытые/закрытые вопросы; стандартизированные/нестандартизированные))
|
|
- Тест
- опросники
- проективные тесты (рисуночный; незаконченное–доделать; пятна Рошеха – вскрывают бессознательное (достаточно трудно интерпретировать), и т.д.).
- Анализ продуктов деятельности
- Биографический метод (анамнез)
!!! Для исследования личности необходимо использовать весь (или почти весь) список методов (в рамках 2-х методологий).
??????????
НАБЛЮДЕНИЕ – это целенаправленное организованное восприятие и регистрация объектов.
Виды наблюдения:
1. Несистематическое наблюдение – проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии и социальной психологии.
Для исследователя важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явлений, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида, либо группы в определенных условиях.
Систематическое наблюдение – проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды.
2. Сплошное наблюдение – исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.
Выборочное наблюдение – исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов.
(пр: фиксация частоты появления агрессии, и т.д.).
3. Включенное наблюдение – предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует.
Существует 2 варианта включенного наблюдения:
Открытое – наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется.
Скрытое – наблюдаемые не знают о том, что их поведение фиксируется.
Недостатки:
* Ошибки, допущенные наблюдателем (искажение наблюдаемых событий тем больше, чем больше испытатель стремиться подтвердить свою гипотезу).
Достоинства:
Метод наблюдения является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию; когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.