Методология

В исследовании личности выделяют 2 методологических подхода:

1. Номотетический (номос = закон; тетиос = устанавливать) – этот подход предполагает исследование общих закономерностей и их вариаций.

Реализуется в конкретных экспериментальных исследованиях.

Данный подход ориентирует исследователя на поиск общих законов, которые объясняют существование и развитие объекта.

Сторонники этого подхода считают его – естественно-научным.

2. Идеографический (идеос = своеобразное) – эта методология состоит в описании особенностей конкретного человека.

Заключается в присвоении каждому изучаемому объекту статуса единичного, уникального, неповторимого.

Последователи данного подхода считают его единственно возможным в изучении объектов психического мира.

Идеографический метод требует наблюдения, фиксации, описания единичных явлений и событий.

Данный подход широко распространен в исторических дисциплинах; достаточно распространен в психологии, где индивидуальное своеобразие явления имеет очевидное значение (гуманитарный подход).

Условно можно отнести: номотетический подход – количественные эмпирические методы; идеографический подход – качественные эмпирические методы.

Количественные методы имеют некоторые недостатки и требуют дополнения качественными методами.

Номотетический метод познания характерен и в наибольшей мере используется в естественных науках и связан с обобщением отдельных фактов.

Идеографический метод чаще используется в гуманитарных науках, и призван описать однократно или редко встречающиеся уникальные явления.

В реальном исследовании личности важно сочетать оба метода познания.

В конкретном психологическом исследовании личности должно быть 3 этапа:

1. Номотетический (на большой статистически значимой выборке исследуются общие закономерности).

2. Идеографический анализ конкретных личностей.

3. Номотетический (обобщение на уровне конкретных групп).

Методы.

Все методы в психологии можно разделить на 2 группы:

1. Содержательные.

2. Дополнительные.

<<<<<<схема>>>>>>

Содержательные:

- Наблюдение:

- прямое (непосредственное):

- скрытое/открытое

- включенное/невключенное

- сплошное/выборочное

- косвенное (опосредованное):

- включенное/невключенное

- сплошное/выборочное

- Эксперимент:

- лабораторный

- естественный

- продольный (лонгетюд) – длительное наблюдение за одними и теми же людьми.

- поперечный – исследование разных групп людей

Дополнительные (вспомогательные):

- Опросы:

- письменные ( анкеты)

- устные (интервью (открытые/закрытые вопросы; стандартизированные/нестандартизированные))

- Тест

- опросники

- проективные тесты (рисуночный; незаконченное–доделать; пятна Рошеха – вскрывают бессознательное (достаточно трудно интерпретировать), и т.д.).

- Анализ продуктов деятельности

- Биографический метод (анамнез)

!!! Для исследования личности необходимо использовать весь (или почти весь) список методов (в рамках 2-х методологий).

??????????

НАБЛЮДЕНИЕ – это целенаправленное организованное восприятие и регистрация объектов.

Виды наблюдения:

1. Несистематическое наблюдение – проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии и социальной психологии.

Для исследователя важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явлений, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида, либо группы в определенных условиях.

Систематическое наблюдение – проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды.

2. Сплошное наблюдение – исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.

Выборочное наблюдение – исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов.

(пр: фиксация частоты появления агрессии, и т.д.).

3. Включенное наблюдение – предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует.

Существует 2 варианта включенного наблюдения:

Открытое – наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется.

Скрытое – наблюдаемые не знают о том, что их поведение фиксируется.

Недостатки:

* Ошибки, допущенные наблюдателем (искажение наблюдаемых событий тем больше, чем больше испытатель стремиться подтвердить свою гипотезу).

Достоинства:

Метод наблюдения является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию; когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: